Урок № 6. Градусная сеть. Географические координаты.

0
744
явления

Цель: сформировать представление у учащихся о параллелях и меридианах, о градусной сетке и ее значении для решения практических задач; формирование умений определять на глобусе и карте меридианы и параллели, знать их основные свойства.

Оборудование: глобусы, физ. карта полушарий.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель. Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 ч. она делает полный оборот. – Как называются точки, через которые проходит воображаемая ось. (полюса)

Задание. Дайте определение, что такое полюс?

Полюса – это точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

– Это интересно.

Северного полюса впервые достиг американец Роберт Пири 6 апреля 1909г.

Южного – норвежец Р Амундсен 14 декабря 1911г.

-Работа с глобусом.

Посмотрите внимательно на глобус и карту, вы видите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.

Вопросы.

1)Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? Какова длина экватора?

– Экватор – это самая длинная параллель.

Задание.

– Сколько километров в 1° по экватору? 40000 : 360° = 111км в 1°

Задание. Работа с учебником.

– Найти определение меридиан и параллели.

Меридианы.

– Линии соединяющие два полюса называются…..(меридианы). Они показывают

направление …. (север и юг).

– Сравните их форму на карте и на глобусе:

На карте – это… (дуги разной длины, соединяющие полюса, средний – прямая

линия.

На глобусе – это… (дуги равной длины).

– Длина меридиана в километрах – 20 000км.

– Длина меридиана в градусах – 180°, 1° – 20000 : 180° =111км, все равны.

– Можно ли, двигаясь все время на север, совершить кругосветное путешествие?

Паралелли.

– Как называются линии, параллельные экватору? (Параллели).

– При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? (Уменьшается).

– Самая длинная параллель называется…. (экватор).

– Направление каких сторон горизонта показывают эти линии? (Запад и восток).

– Длина параллелей в градусах – 360°.

Учитель.

– Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено на 100 клеточек. Все вертикальные ряды обозначаются буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля необходимо найти точку пересечения.

– Теперь посмотрите на карту полушарий, какие линии будут заменять вертикальные ряды – меридианы. А горизонтальные – параллели.

– Все параллели удалены от экватора на разные расстояния.

– Параллель – удаленность от экватора в градусах.

– какая точка имеет самую большую удаленность от экватора?

– На сколько градусов удален полюс?

Задание 1. Прочитать текст в учебнике на с.30.

– Какая бывает широта?

Задание 2.

А) назвать точку расположенную ближе всех к экватору?

Б) назвать точку расположенную ближе всех к полюсу.

А) 30 с.ш. б) 10 с.ш.

В) 40 с.ш. г) 5 ю.ш.

IV. Закрепление.

1.Пользуясь картой полушарий определите широту городов:

Мехико – 19 с.ш.

Каир – 30 с.ш.

Пекин – 39 с.ш.

Кейптаун – 35 ю.ш.

– Можно ли выбрать параллель для совершения самого длинного путешествия?

– Можно ли выбрать меридиан для самого длинного кругосветного путешествия?

– Есть ли на Земле материк, который пересекают все меридианы?

– Пользуясь физ.картой России, определить, какой город восточнее Хабаровск

или Владивосток?

Географическая долгота – это величина дуги в градусах от начального меридиана до заданной точки.

– На карте вертикальные линии – это меридианы, чтобы отличить один меридиан от другого вводится понятие «долгота»

– Под нулевым меридианом понимают меридиан, проходящий через гринвичскую обсерваторию близ Лондона. С 1884г. страны решили считать начальным меридианом Гринвичский.

– Все точки на Земле расположенные к востоку от нулевого меридиана – имеют восточную долготу, а к западу – западную.

Задание 1.Покажите на карте, а потом на глобусе меридианы – 10 в.д., 30 з.д., 170 з.д.. 150 в.д.

– Какой город расположен восточнее – Токио или Сидней?

– Какие материки и океаны пересекает нулевой меридиан?

– Где находится точка с координатами – 0 ш. и 0 д.?

IV. Закрепление.

Задание 2. Определить объекты, зная их координаты.

1)0 ш. 33 в.д. 2)66 с.ш. 170 з.д.

3)52 с.ш. 0 д. 4)55 ю.ш. 65 з.д.

Домашнее задание: §8, задание 7 с.29.