Цели: познакомить юных читателей с выдающимся поэтом XX века, в произведениях которого отразились важнейшие этапы истории нашей страны; работать над выразительностью чтения стихотворного текста.
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине. Отец поэта работал сельским кузнецом. Будущий поэт хорошо окончил среднюю школу, затем педагогический институт, позже – Московский институт философии, литературы и истории.
С 1941 по 1945 гг. так же, как и Симонов, работал военным корреспондентом. Он много писал о войне, создал знаменитую поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки о литературе были и остаются примером писательского мастерства.
II. Выразительное чтение стихотворения учителем.
III. Чтение произведения учащимися.
IV. Работа над анализом стихотворения с использованием плана лингвистического анализа (см. план в предыдущем уроке).
V. Беседа по репродукции картины художника Ю. Непринцева «Вот солдаты идут».
Вопросы:
1. Кто является героями произведений Симонова и Твардовского?
2. Расскажите о ваших впечатлениях от прочитанного.
3. Что вы знаете о годах военного лихолетья (1941–1945 гг.)?
4. Какие вы прочитали произведения о Великой Отечественной войне, где героями являлись дети?
Война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и села. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма; их матери, жены и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!».
Тема «Дети и война» особенная в литературе того периода. В книгах В. П. Катаева «Сын полка», К. Симонова «Сын артиллериста» и других показано, как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжелых условиях войны.
У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за не вернувшихся из боя, сгоревших в пожарах, расстрелянных, сожженных в печах фашистских концлагерей.
Домашнее задание: прочитать Р. Стивенсона «Вересковый мед» и выучить наизусть.