Урок 58. Раздельное написание не с деепричастиями
Цели: повторить правописание с не различных частей речи; по казать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование пред ложений.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант (повторение правописания с не.раз личных частей речи).
Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить че ловека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нере шенная проблема, неделикатный поступок.
II. Проверка домашнего задания
Связные рассказ о деепричастии и знаках препинания при деепричастных конструкциях.
Чтение предложений с деепричастными конструкциями, вы полнение синтаксического разбора и схем предложений у доски.
III . Изучение темы «Раздельное написание не
с деепричастиями»
Слово учителя.
В объяснительном словарном диктанте мы повторили правопи сание с не имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий.
Мы знаем, что не с глаголом пишется раздельно, за исключени ем случаев, когда слово без не не употребляется. Это же относится и к деепричастию, части речи, близкой к глаголу по значению. За пишем примеры, подберем свои:
Не уставая, не желая, не присев, не ответив. Негодуя, неволя. IV . Закрепление нового материала
Сделать синтаксический разбор предложений, написанных на I доске, объяснить орфограммы и пунктограммы. I 1) Еще (не) веря (не)жда(н, нн)ой удач …он в(з, с)карабкался по I ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)
2) (Не, ни) теряя др…гоце(н, нн)ого врем…ни Остап швырнул I шахматной доской в лампу и ударяя в наступившей темноте по I чьим(то) челюстям и лбам выбежал на улицу. (Ильф, Петров.) Дополнительное задание: найти причастия, определить их грам матические характеристики.
Комментарий. Нежданной – страдательное причастие про шедшего времени в роли прилагательного-определения; в насту пившей – действительное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения.
Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступень кам автобуса.
Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то
( |
челюстям и лбам, выбежал на улицу. V . Выполнение упражнений
1. Упражнение 170: комментированное письмо.
Дополнительное задание: вспомнить другие пословицы и пого ворки, в которых есть деепричастия с не.
2. Упражнения 171,172: самостоятельная работа по вариантам
с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание
1- §28.
2. Упражнение 173.