Ц е л и : закрепить знания о существенных признаках, по которым распознается винительный падеж; развивать умения правильно писать окончания существительных 1, 2, 3-го склонений в винительном падеже.
Х о д у р о к а
I. Работа по карточкам.
Допишите окончания имен существительных единственного числа.
В а р и а н т I Р. п. Д. п. |
В а р и а н т II Р. п. Д. п. |
||
кист.. гост.. ветк.. озер.. солнц.. |
к палат.. к дом.. к час.. к родин.. к задир.. |
горох.. песн.. яблок.. ламп.. морков.. |
к наседк.. к пасек.. к пыл.. к радост.. к легенд.. |
II. Формирование новых знаний.
1. Р а б о т а с упражнением 106.
– Какие признаки указывают на винительный падеж? (Вопросы, предлоги.)
– Почему предлоги про, через, сквозь выделены?
– Сравните окончания одушевленных существительных трех склонений.
– Сравните окончания неодушевленных существительных. С каким падежом сходны окончания существительных 2-го и 3-го склонения?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 107.
Определите падеж имен существительных. Выпишите слова парами:
Мудрец – мудреца, …
– Вы выписали однокоренные слова? Почему?
– Сравните по таблице, правильно ли вы определили падеж выделенных слов.
III. Орфографический разбор существительных.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а с существительными в упражнении 108.
IV. Работа с деформированными предложениями.
В ы п о л н е н и е упражнения 111.
– Прочитайте первую группу слов. Какое предложение вы составите из них? Запишите его.
– Разберите предложение по составу. Определите падежную форму существительного снег. Что общего у существительных снег и дождь? (Вопрос.)
– Какую ошибку можно допустить, определяя падеж существительных в этом предложении?
Аналогично составляются остальные предложения.
V. Составление предложений по схемам.
Выполнение упражнения 109.
– Можно ли сразу, не составляя предложений, указать падеж дополнений? Объясните.
V i . Итог урока.
– Что можете сказать об окончаниях существительных в винительном падеже?
– По каким предлогам можно определить винительный падеж?
– Как отличить именительный падеж от винительного падежа существительных в предложении?
Домашнее задание: упражнения 112–113.