Цели: Обобщить и закрепить знания по теме «Центральная Россия». Проверить уровень усвоения знаний.
Оборудование: Политико-административная карта России, атласы.
Ход урока
Организационный момент
Учащиеся разделены на группы. Каждая группа получает на карточках задания по обобщению материала по экономическим районам. Группа готовится и отвечает в течение 2-3 минут. Отвечать может делегат от группы или ученик по выбору учителя. Для ответа учащиеся тянут листок «ромашки», на листке может быть написано, кто отвечает: «выбор», «делегат», «все». Карточки-программы – это план ответа.
Практическая работа
I вариант
Карточка-программа для группы № 1 Центральный район
В состав Центрального района входят … областей (по Госплановскому делению). По социально-экономическому делению … областей.
ЭГП положение района очень выгодное, так как:
на территории Центра расположена … (столица страны);
транспортная сеть самая … ;
имеется по … выход в … и далее по каналам в … морей;
Центр граничит с … странами.
Природные условия благоприятны:
климат …, увлажнение … ;
рельеф … (всхолмленнаяравнина);
природные зоны … (смешанных лесов и лесостепей).
Природными ресурсами район не богат. Имеются залежи:
2)…;
3)….
Центр стал главной … индустриализации.
В населении Центрального района преобладают … Для населения Центра были характерны следующие черты:
… (высокая подвижность населения)’,
… (связи жителей городе и села)’,
… (способность к освоению новых видов деятельности).
Занятия населения в XVIII и XIX вв. было очень разнообразным. Кустарный промысел и … (отхожий) промысел давали дохода больше, чем … (сельскохозяйственная деятельность). Кустарные промыслы переросли в … (народные художественные промыслы).