Цели урока: познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, их классификацией; обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с дополнительной, научно-популярной литературой.
Оборудование: чучела, кинофильм «Грызуны и зайцеобразные», диафильмы «Отряд грызуны и зайцеобразные», «Пушной промысел и звероводство», таблицы «Пушные грызуны и зайцеобразные», «Пушные звери», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос.
Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:
Приведите примеры животных отряда рукокрылых. Назовите общие для них признаки.
Чем питаются летучие мыши? Какую роль они играют в природных сообществах и жизни человека?
С помошыо каких органов летучие мыши ориентируются в пространстве и находят добычу?
Как летучие мыши переносят неблагоприятное время года?
Каковы особенности строения насекомоядных животных? Каких представителей отряда вы знаете?
Проанализируйте следующие факты: а) землеройка в сутки съедает корма в 4 раза больше собственного веса; б) в рацион ее питания входят такие животные, как бабочки, слизни, жуки-листоеды, слепни и др. Какой вывод о роли землеройки в лесной экосистеме можно сделать на основании данных фактов?
Вопросы и задания повышенного уровня.
Почему выхухоль стала редким животным?
Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы ни была голодна. Почему?
Чем отличается крыло летучих мышей от крыла птиц? Могли ли летучие мыши произойти от птиц?
С наступлением зимы одни виды летучих мышей нашей страны улетают на юг, другие остаются зимовать в состоянии спячки. Какое значение в жизни летучих мышей имеют спячка и миграции? Приведите примеры известных вам животных, впадающих в спячку; совершающих миграции.
Изучение новой темы
Грызуны — наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов. Сейчас вам предстоит найти в учебнике рисунки с изображением грызунов, а в тексте учебника — общие признаки.
Итак, в отряд грызунов объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему. Рассмотрите череп грызуна на рис. 304. Определите, какие зубы у них отсутствуют.
Главные зубы грызунов —резцы непрерывно стираются, но и непрерывно растут. Если заяц или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны.
Питаются грызуны главным образом растительными кореньями, листьями, цветами, плодами, овощами и др. Некоторые грызуны едят не только растительную но и животную пищу. А наших домашних грызунов — крыс и мышей — можно считать всеядными животными.
Каковы особенности строения пищеварительной системы грызунов?
Многие грызуны живут парами, другие — семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества.
Грызуны очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год.Точными наблюдениями установлено, что от одной пары полевок в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 400 штук.
Отряд грызунов включает в себя около 30 семейств. Мы познакомимся шшьс некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.
Заслушиваются сообщения учащихся, подготовившихся к данному занятию. В ходе заслушивания сообщения учитель может предложить заполнить сравнительную таблицу.
Признаки |
Русак |
Беляк |
Шерстный покров (зимой) |
Окраска шерсти светлая, но не белоснежная |
Белый, кончики ушей черные |
Размеры |
Длина до 75 см, вес — 5-6 кг, крупнее беляка |
Мельче зайца-русака |
Отроение лап |
Лапы более узкие, чем у беляка |
Лапы широкие с густым опушением |
Места обитания |
Предпочитает открытые ландшафты |
Лесные ландшафты |
Питание в зимних условиях |
Предпочитают выкапывать засохшую траву |
Предпочитают обгладывать молодые веточки и кору деревьев |
Количество зайчат м одном помете |
Рождается 1-2 зайчонка |
Рождается от 2 до 5 зайчат |
Общие выводы, заключение
Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопи- ннощих. Причинами биологического процветания грызунов: высокая интен- ( пвность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов – объекты промысла, другие — вредители
сп.скохозяйственных растений, переносчики заболеваний.
Зайцеобразные — малочисленная группа млекопитающих, имеющая
ходные черты строения с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла. Дикий кролик — предок домашних кроликов.
Закрепление
Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:
а) заяц; б) хомяк; в) мышь.
У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьша
ются в размерах потому что:
а) они покрыты толстым и прочным слоем эмали;
б) резцы не имеют корней и растут постоянно;
в) от растительной пищи они не могут стачиваться.
Сколько резцов у грызунов:
а) 2; б) 4; в) 6.
У грызунов отсутствуют:
а) резцы; б) клыки; в) коренные зубы.
У грызунов очень длинный кишечник, так как они:
а) очень плодовиты;
б) питаются грубой растительной пищей;
в) питаются преимущественно насекомыми;
г) поедают червей.
За короткое время численность кроликов может быстро возрасти, так
как они:
а) очень плодовиты; в) всеядны;
б) живут в норах; г) имеют ценный мех.
К зайцеобразным относятся:
а) пищуха; б) еж; в) хомяк; г) крыса.
Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — б, 5 — б, 6 — а, 7 — а.
Домашнее задание
§69.