Урок 55 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
Цели: дать понятие о мифе; познакомить учащихся с «Подвигами Геракла»; учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Мифы – это огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства. Они помогут вам понять многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии.
А что такое миф? С греческого это слово переводится как «предание, сказание». Появились мифы задолго до возникновения письменности; складывались они не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
У разных народов была своя мифология. Но представления древних о мире были сходны, поэтому, читая мифы Древней Греции, мифы древних славян, североамериканских индейцев или скандинавские мифы, мы обнаружим в них много общего: рождение мира из стихий, властителями которых были титаны (великаны), затем появляются боги, победившие титанов. Они покровительствуют одним, препятствуют другим, определяют их судьбу.
2. Работа с учебником (с. 213–214, II часть).
1) Чтение и анализ эпиграфа к разделу.
2) Чтение с последующим пересказом статьи о мифах.
3) Беседа по вопросам учебника (с. 214, II часть).
3. Знакомство с текстом.
1) Чтение и подробный пересказ шестого подвига Геракла «Скотный двор царя Авгия».
– Часто в речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Можете ли вы теперь сами объяснить смысл и происхождение выражения «авгиевы конюшни»?
– Когда и при каких обстоятельствах происходили Олимпийские игры, как они были учреждены?
2) Чтение двенадцатого подвига Геракла «Яблоко Гесперид», его анализ.
– Почему 12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла?
– Какие опасности пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас?
– Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» (в переложении Н. Куна).