Урок 54. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Д (закрепление). СОПОСТАВЛЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВАМИ Д И Т
Цели: закрепить знания учащихся о согласной букве д; сопоставить слоги и слова с буквами д, т.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Игра «Твердый–мягкий».
Дети поднимают синюю карточку, если в названии предмета согласный [д] твердый, и зеленую – если мягкий.
Слова: дерево, садовник, водолаз, Денис, звезда, дом, дуб, дети, Дима, орден, дым, плод.
Игра «Покорение вершин».
На доске напечатаны слоги, дети на магнитной доске выкладывают слова.
(Дыра, рада, дали, Лида, дама.)
1. По слоговой таблице (с. 112) устанавливается сходство и различие в произношении [д] и [т], [д’] и [т’] – [д] и [д’] звонкие; [т] и [т’] – глухие.
2. Дети читают пары слов. Определяют, что слова эти стоят в форме единственного и множественного числа.
Физкультминутка
Чтение рассказа «Реки», с. 112.
Вопросы:
– Какие реки вы знаете?
– Какой транспорт ходит по рекам?
– Что возводят через реки? Для чего?
– Какие грузы перевозят по рекам?
Игра «Наоборот».
Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками).
Злой – … (добрый)
дикий – … (домашний)
короткий – … (длинный)
мальчик – … (девочка)
бабушка – … (дедушка)
враг – … (друг)
городской – … (деревенский)
3. Зачитываются пары слов (с. 112) и устанавливается, что на месте букв т и д в конце слова произносится звук [т].
Чтобы определить, какую букву нужно писать, надо изменить слово.
плот – плоты
плод – плоды
труд – труды
Физкультминутка
Чтение рассказа «Кто кем работает», с. 113.
Вопросы:
– Где работает папа Тимы?
– Кем работает мама Димы?
– Чей брат музыкант?
– Какие профессии вы знаете?
– Кем работают ваши родители?
4. Дети рассматривают рисунки с изображением людей разных профессий. Составляют предложения.
Врач лечит больных.
Повар готовит обеды.
Художник рисует картины.
5. Повторяются все изученные буквы, с. 113. Определяется место буквы д на «ленте букв».
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?