Урок 53 РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ»: «ФУТЛЯР» ЛОЖНО ПОНИМАЕМОГО ДОЛГА

0
701
информация

Урок 53 РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ»: «ФУТЛЯР» ЛОЖНО ПОНИМАЕМОГО ДОЛГА

Цели урока: работая над рассказом, рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной; отметить (подчеркнуть), что любовь является своеобразной проверкой свободы человека от лжи перед самим собой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Слово учителя, аналитическая беседа.

Во второй раз мы встречаем Ивана Иваныча и Буркина в рассказе «Крыжовник».

– Где они находятся в начале рассказа? Откуда возвращаются? Какие чувства испытывают? («Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна наша страна».)

– Что помешало Ивану Иванычу начать свой рассказ?

– Какой увидели усадьбу Алехина охотники? (Рассказы учащихся.)

– Итак, во 2-м рассказе трилогии Чехов вводит новое лицо. Кто это?

(Алехин: дворянин, помещик, самостоятельно ведущий хозяйство; человек с университетским образованием.)

(«…Алехин, мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика. На нем была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли».

В купальне.

Алехин:

«– Да, давно я уже не мылся, – говорил он, раздеваясь. – Купальня у меня, как видите, хорошая, отец еще строил, но мыться все как-то некогда.

Он сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой.

– Да, признаюсь… – проговорил Иван Иваныч, – значительно глядя на его голову.

– Давно я уже не мылся… – повторил Алехин конфузливо и еще раз намылился, и вода около него стала темно-синей, как чернила».)

– Какое значение, по-вашему, имеет этот эпизод в купальне? Зачем автор вводит этот эпизод в свое повествование?

Обратимся к записи, сделанной на первом уроке: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье…»

– Почему Чехов начинает перечисление главных ценностей жизни со здорового человеческого тела?

Психологи знают, что один из стойких страхов человека – это страх перед осознанием своего телесного существования, а закрепощенное вялое тело, в свою очередь, способствует психическому неблагополучию. Вы уже прочитали рассказ «О любви» и знаете, что Алехин любил женщину и боялся в этом ей признаться. Его чувство не было только платоническим. Он много лет заглушал в себе голос природы, и это непременно должно было отразиться на его отношении к своему телу. Алехин не мылся несколько месяцев – это говорит о том, что он боится признать необходимость уделять внимание своему физическому состоянию, боится признать сам факт наличия у себя тела.

В сознании современного человека чистота тела тесно связана с понятием о чистоте души. Алехин моется: он наконец обращает внимание не себя.

– А что же Иван Иваныч? Что можно сказать о нем, о его отношении к своему телу?

«Иван Иваныч … бросился в воду с шумом и поплыл под дождем, широко взмахивая руками, и от него шли волны, и на волнах качались белые лилии; он доплыл до самой середины плеса и нырнул, и через минуту показался на другом месте и поплыл дальше, и все нырял, стараясь достать дна. «Ах, боже мой… – повторял он, наслаждаясь. – Ах, боже мой…»

Как видим, Иван Иваныч плавает самозабвенно. Он ветеринар, он имеет дело с животными, которые свои физиологические потребности не опутали сетью условностей, в отличие от людей. Он, соответственно, ближе к природе, умеет наслаждаться той радостью, которую дарит человеку ощущение здорового тела.

Может, именно этим, близостью к природе, так отличается Иван Иваныч от Алехина и Буркина.

Встреча с братом заставила его переоценить свою жизнь, по-новому увидеть окружающих его людей и самого себя.

Чтение монолога Ивана Иваныча с последующей записью в тетради учащимися.

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои коготки, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

– Можем ли мы сказать, что в этих словах Ивана Иваныча Чехов выразил свои собственные взгляды?

«То, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами» – эта фраза во многом объясняет смысл пьес Чехова, которые мы будем изучать в дальнейшем.

– И вновь мы обращаемся к вопросу о свободе. Анализируя прошедшую жизнь, Иван Иваныч с горечью говорит: «Свобода есть благо… без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать?»

– О каком ожидании говорит Иван Иваныч?

Мы часто говорим себе: сейчас я не буду говорить искренне (бороться против несправедливости, работать добросовестно, делать зарядку и т. п.) еще не время. Вот с понедельника (с начала мая, с начала года и т. п.) начну изменяться. Мы ждем чего-то, что якобы поможет измениться. Но «во имя чего ждать»?

– С какими словами Иван Иваныч обращается к Алехину? Можем ли мы считать это обращением Чехова к каждому из нас?

«…Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

– Дошли ли слова Ивана Иваныча до души Алехина?

«Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иваныч, он не вникал»: ему был важен сам разговор, позволяющий хоть на время выйти за пределы того круга, который он сам себе очертил.

3. Работа с текстом рассказа «О любви».

– Какие чувства вызвал у вас рассказ Алехина о своей любви?

– Какие черты характера вы отметили в своих планах характеристики Алехина? (Проверка домашнего задания.)

Итак, Алехин закончил университет. Тогда людей с университетским образованием было сравнительно мало. Например, на факультет, куда поступал Иван Сергеевич Тургенев, было принято всего 25 человек. Конечно, у Чехова речь идет о более поздних временах, но в основном положение было такое же.

– Почему на имении Алехина был большой долг?

Отец задолжал отчасти потому, что много тратил на образование сына. Алехин решил, что выкупить имение – его долг. Но для того ли тратил силы и деньги отец, чтобы сын, получив образование, вопреки своим наклонностям, не реализовал полученные знания, а превратил себя в управляющего имением? Алехин начал заниматься работой, которая не радовала его. Он ложно понял свой долг перед умершим отцом и потратил силы на освобождение имения от долгов. Работа в имении вызывала
в нем отвращение.

– Расскажите, как постепенно опускался Алехин.

(«В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками…»

«Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне…»)

– Как развивались отношения между Алехиным и Анной Алексеевной?

– О чем беспокоились Лугановичи?

(«Они беспокоились, что я, образованный человек, знающий языки, вместо того, чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне…» – это вопрос самореализации личности. В результате – ложно понятый долг, нереализованные способности, несостоявшаяся любовь.

«Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с ней…»)

– Какие слова Беликова напоминают эти рассуждения Алехина?

(«Как бы чего не вышло». По сути такое поведение – это выражение страха перед жизнью, неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько свободен человек во лжи перед самим собой. Алехин, увы, оказался несвободен.)

– Какую роль играл Алехин в доме Лугановичей?

(«Все видели во мне благородное существо. И взрослые, и дети чувствовали, что по комнате ходит благородное существо…»)

– Когда же Алехин понял свою ошибку?

(«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».)

– Героя какого литературного произведения напоминает нам Алехин? (Вспомним «Асю» Тургенева. И в первом и во втором произведении людей сковывают социальные отношения, оба героя лгут сами себе.)

– Заставило ли осознание Алехина изменить свою жизнь?
(К сожалению, нет. Рассказ заканчивается сожалением Ивана Иваныча и Буркина о судьбе Алехина, судьбе, которую он не смог изменить.)

III. Подведение итогов урока.

1. Главные герои трилогии.

– Кого же мы можем назвать главными героями трилогии? (Главные герои трилогии – не только Беликов, Николай Иванович Чимша-Гималайский и Алехин, но и учитель гимназии Буркин, и ветеринарный врач Иван Иваныч – представители русской интеллигенции, такие же, как и читатели рассказов А. П. Чехова. Осознают ли они смысл своей жизни? готовы ли они изменить жизнь, насытить ее стремлением к высокой цели?

– «Мое святое святых – это …»?

Сопоставим высказывание с трилогией. Жизнь в «футляре» противопоставлена свободе. О какой свободе говорит Чехов?

О внутренней свободе человека от иллюзий, с чем бы они не были связаны. Но свобода в понимании Чехова сочетается с нравственной высотой: «Делайте добро!»

– Как жил Чехов? Выполнил ли он это требование в своей жизни?

Современники восхищались не только произведениями Чехова, но и тем светом, который он нес в жизнь окружающих его людей. Корней Иванович Чуковский, описывая его жизнь, писал: «Когда он умер, после него осталось не только двадцать томов всемирно прославленной прозы, но и четыре деревенские школы, да шоссейная дорога на Лопасню, да библиотека для целого города, да памятник Петру, да посеянный на пустоши лес, да два замечательных сада».

2. Работа с толковым словарем Ожегова. (Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984. – С. 611.)

(На экран проецируется толкование слова «свобода».)

Свобода – 1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Свобода воли. 2. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-поли-тическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов. Свобода печати. 3. Вообще – отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь. Дать детям больше свободы. 4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Выпустить на свободу.

– О каких из этих свобод говорил Чехов?

– Какое понятие свободы у Чехова связано с понятием «футлярности»?

Домашнее задание: пользуясь записями в тетрадях, написать сочинение на одну из тем: «Образы «футлярных» людей в рассказах Чехова», «Мое святое святых…»; индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение рассказов Бунина «Кавказ» и «Муза» из цикла «Темные аллеи».