Цели: сообщить о замечательном мастере пера, писателе советского периода; увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, потом в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького – «пойти в люди».
В 1918 г. в газете «Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».
В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов», роман «Чевенгур» и другие.
Умер А. П. Платонов в 1951 году, вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).
II. Работа учащихся по вопросам:
1. Назовите даты рождения и смерти писателя.
2. Вспомните настоящую фамилию Платонова.
3. Где родился писатель? Кто был его отец?
4. Что значит «пришлось “пойти в люди”»?
5. Где писатель получил образование?
6. Как называлась первая брошюра Платонова?
7. Вспомните названия произведений А. П. Платонова.
III. Чтение рассказа «Никита» учителем.
Анализ рассказа по вопросам:
1. Понравился ли рассказ?
2. Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?
3. Кто главный герой? Сколько ему лет?
4. Почему мальчик боится оставаться один во дворе?
Попутешествуем с Никитой по двору.
Вопросы:
џ Кого он увидел во дворе?
џ Почему в сарае «оставались чистые стежки»?
џ Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?
џ Кто жил в колодце?
џ Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?
5. Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?
Домашнее задание: прочитать рассказы С. Черного «Кавказский пленник», «Игорь–Робинзон».