Урок 52 С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» (продолжение)

0
619
литература

Цели: дать учащимся возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характеров героев пьесы; помочь осмыслить сказку как художественное произведение; разобраться, почему нравится сказка, что сближает, что отличает ее от сказок, изученных ранее.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся должны кратко передать содержание оставшихся действий сказки.

II. Беседа по вопросам.

Образ королевы.

– Как меняются поведение и речь королевы в зимнем лесу? Чем вызваны такие изменения? (В начале сцены королева приказывает, а в конце просит о помощи.)

– Чем отличаются между собой слова: приказывать, просить, требовать, повелевать? (Оттенком лексического значения.) Как называются эти слова? (Синонимы.)

– Можно ли сказать, что королева научилась многому хорошему за один день в зимнем лесу?

– Расскажите, как относятся к королеве и падчерице канцлер, профессор, солдат.

– Кто из названных героев очень боится правительницы, а кто побаивается? Почему?

– Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.)

– Что можно сказать о профессоре? (Добрый человек, стремится научить королеву доброте, но вынужден подчиняться ее безумным капризам.)

Образ Падчерицы.

– Королева называет падчерицу упрямой. Так ли это? (Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.)

– Вспомните, как братья-месяцы относятся к героине?

– В каких еще сказках вы встречались с падчерицами? (А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

– Какие качества становятся основными в характере героини? (Доброта, приветливость, решительность, умение противостоять злу.)

Вопросы для обобщения:

1. Подумайте, можно ли обозначить отношение автора к героям сказки?

2. Для чего нужна в пьесе первая картина I действия?

III. Перечитывание понравившихся отрывков, эпизодов; обмен впечатлениями о прочитанном; выбор актеров и распределение ролей станут подготовительной работой к инсценированию одной из картин сказки.

Домашнее задание: выучить стихотворные реплики братьев-месяцев наизусть.

Индивидуальное задание: группе учащихся выучить роли, подготовиться к инсценированию постановки.