Ц е л ь: ознакомить со способами проверки безударных окончаний имен существительных.
Х о д у р о к а
I. Словарная работа.
Замените одним словом и напишите. Обозначьте склонение.
● Изображение человека на картине или фотографии. ( п ортрет.)
● Таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели. ( к алендарь.)
● Успех в бою, соревнованиях. ( п обеда.)
● Собрание однородных предметов. ( к оллекция.)
● Учреждение, собирающее и хранящее книги. ( б иблиотека.)
● Здание для обслуживания пассажиров. ( в окзал.)
● Орган исполнительной государственной власти. ( п равительство.)
– Докажите, что вы правильно определили склонение.
II. Формирование новых знаний.
1. Упражнение 80 выполняют по заданию учебника.
– Подберите существительное, по которому можно проверить правописание падежного окончания существительного к пристани.
– Каким правилом пользовались?
Прочитайте вывод в красной рамке на с. 108.
2. Зрительно-слуховой д и к т а н т по тесту упражнения 81.
Прочитайте текст. Написание каких орфограмм надо проверить? Как будете это делать?
у чащиеся устно определяют падеж существительных, склонение. Подбирают проверочные слова. После этого под диктовку записывают текст, проверяют по учебнику.
III. Работа с таблицей.
1. Упражнение 82 выполняют по вопросам, приведенным под таблицей.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 83.
Учащиеся делают предположения, проверяют по учебнику.
IV. Упражнение в склонении имен существительных.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 84.
– К какой части речи относятся эти слова?
– Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения. Самостоятельно просклоняйте любое существительное 1-го склонения.
– Назовите падежные окончания существительного 1-го склонения. Проверьте себя по таблице к упражнению 82.
Аналогично склоняют существительные 2-го и 3-го склонения.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Выполнение упражнения 85.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как проверить безударные окончания имен существительных?
Домашнее задание: упражнение 86, подготовиться к диктанту.