Урок 52. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ГОР ЮЖНОЙ СИБИРИ

0
660
литература

Задачи: сформировать знания о природных ресурсах Вос­точной Сибири и гор Южной Сибири; познакомить с историей ос­воения региона и его природными уникумами; совершенствовать умения учащихся самостоятельно характеризовать природно­ресурсный потенциал территории.

Ход урока

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы учитель акцентирует внимание учащихся на богатстве природных ресурсов изучаемого региона. «Российское могущество прирастать будет Сибирью», – сказал ве­ликий Ломоносов, когда Сибирь была глухим суровым краем. Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кла­дом богатств, в котором обнаружены залежи железной руды и угля, запасы нефти, колоссальные энергоресурсы.

Восток и Запад, Север, Юг Сибири Прекраснее на свете не найти Потомками и сверстниками нашими Проложены туда бескрайние пути.

Ее так просто глазом не окинешь И не сочтешь богатых недр ее.

Сибирь, Сибирь – жемчужина России,

Прекрасней края нету ничего.

Задает вопрос, вокруг которого строится обсуждение: «Восточ­ную Сибирь называют краем будущего. Насколько справедливо это утверждение? Давайте попробуем поразмышлять вместе. Край бу­дущего – какой он?»

Получение новых знаний.

Первая часть урока посвящена природно-ресурсному потен­циалу региона. Учитель организует самостоятельную работу уча­щихся с текстом учебника (с. 229 – 231), картами атласа. Результа­ты работы учащиеся заносят в таблицу, которая приведена на с. 233 учебника.

После окончания работы учитель задает вопросы на закрепле­ние и обобщение знаний:

Какими природными ресурсами располагает Восточная Си­бирь?

Какими из них она особенно богата?

Почему Восточная Сибирь богата разнообразными природ­ными ресурсами?

Каких полезных ископаемых особенно много добывается в Сибири?

Где в Восточной Сибири добываются железные руды, руды цветных металлов, золото, алмазы? Почем таких месторождений в Сибири много?

Как используются в хозяйстве водные ресурсы?

Какие природные ресурсы, кроме полезных ископаемых, имеются в Восточной Сибири?

Далее необходимо обсудить вопросы рационального использо­вания природных ресурсов и их охраны.

Учитель. Вопросы охраны и рационального использования ре­сурсов земли Сибирской является делом государственной важно­сти. Нельзя стремиться брать их у природы как можно быстрее, больше и любой ценой. Можно привести много примеров, говоря­щих о хищническом разорении окружающей природы. Это и тыся­чи отработанных скважин, уничтоженная тягачами и вездеходами тундра, следы лесных пожаров, уничтожение зверей и рыбы, затоп­ление земель и многое другое. Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!

Но считанные птицы над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы живут в реке,

И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таежной земляники Полночный филин ухает из тьмы,

Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы.

Историю освоения территории Восточной Сибири и гор Южной Сибири учащиеся готовили самостоятельно в виде опере­жающего домашнего задания (урок № 50). Далее заслушиваются сообщения и обсуждаются интересующие вопросы. Следует уде­лить время и сообщениям о природных уникумах региона. Можно использовать видеофрагменты, показывающие уникальность и кра­соту Сибири.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 40, письменно ответить на вопрос 3 на с. 233.