Задачи: сформировать знания о природных ресурсах Восточной Сибири и гор Южной Сибири; познакомить с историей освоения региона и его природными уникумами; совершенствовать умения учащихся самостоятельно характеризовать природноресурсный потенциал территории.
Ход урока
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
В процессе вводной беседы учитель акцентирует внимание учащихся на богатстве природных ресурсов изучаемого региона. «Российское могущество прирастать будет Сибирью», – сказал великий Ломоносов, когда Сибирь была глухим суровым краем. Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кладом богатств, в котором обнаружены залежи железной руды и угля, запасы нефти, колоссальные энергоресурсы.
Восток и Запад, Север, Юг Сибири Прекраснее на свете не найти Потомками и сверстниками нашими Проложены туда бескрайние пути.
Ее так просто глазом не окинешь И не сочтешь богатых недр ее.
Сибирь, Сибирь – жемчужина России,
Прекрасней края нету ничего.
Задает вопрос, вокруг которого строится обсуждение: «Восточную Сибирь называют краем будущего. Насколько справедливо это утверждение? Давайте попробуем поразмышлять вместе. Край будущего – какой он?»
Получение новых знаний.
Первая часть урока посвящена природно-ресурсному потенциалу региона. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника (с. 229 – 231), картами атласа. Результаты работы учащиеся заносят в таблицу, которая приведена на с. 233 учебника.
После окончания работы учитель задает вопросы на закрепление и обобщение знаний:
Какими природными ресурсами располагает Восточная Сибирь?
Какими из них она особенно богата?
Почему Восточная Сибирь богата разнообразными природными ресурсами?
Каких полезных ископаемых особенно много добывается в Сибири?
Где в Восточной Сибири добываются железные руды, руды цветных металлов, золото, алмазы? Почем таких месторождений в Сибири много?
Как используются в хозяйстве водные ресурсы?
Какие природные ресурсы, кроме полезных ископаемых, имеются в Восточной Сибири?
Далее необходимо обсудить вопросы рационального использования природных ресурсов и их охраны.
Учитель. Вопросы охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности. Нельзя стремиться брать их у природы как можно быстрее, больше и любой ценой. Можно привести много примеров, говорящих о хищническом разорении окружающей природы. Это и тысячи отработанных скважин, уничтоженная тягачами и вездеходами тундра, следы лесных пожаров, уничтожение зверей и рыбы, затопление земель и многое другое. Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:
Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы живут в реке,
И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы.
Историю освоения территории Восточной Сибири и гор Южной Сибири учащиеся готовили самостоятельно в виде опережающего домашнего задания (урок № 50). Далее заслушиваются сообщения и обсуждаются интересующие вопросы. Следует уделить время и сообщениям о природных уникумах региона. Можно использовать видеофрагменты, показывающие уникальность и красоту Сибири.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 40, письменно ответить на вопрос 3 на с. 233.