Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой смысловой оттенок внесли суффиксы в слова?
– Как разобрали слова ветерок, козочка, корзинка по составу?
III. Минутка чистописания.
На доске даны слова: день друг правда
н в ?
– Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (Противоположное по значению к существительному день слово ночь, поэтому написана буква н. Противоположное по смыслу к существительному друг слово враг, отсюда буква в. Антоним к существительному правда – ложь, значит, надо написать вместо вопроса букву л. Ее мы и будем писать на минутке чистописания.)
Лла Ллб Ллв …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л чередуются с буквами, начиная с первых букв алфавита.)
IV. Словарная работа.
Учитель называет слова с непроверяемыми гласными: дорога, малина, земляника, молоко, мороз, урожай, осина.
Дети подбирают к каждому слову однокоренное прилагательное и пишут словосочетания, например: дорожные знаки, малиновый компот, земляничное варенье, молочный магазин, морозное утро, урожайный год, осиновая роща.
Затем ученики по выбору учителя разбирают прилагательные по составу.
V. Списывание с орфографическим заданием. (Упр. 178.)
Замок
На двери висит замок. (Кисти рук сложить в замок.)
Потянули (попытка раскрыть замок),
Покрутили (круговое движение сложенными в замочек кистями рук),
Постучали (не раскрывая замочка)
И открыли!
VI. Закрепление изученного о составе слова.
1. Работа над словами-антонимами. (Упр. 179.)
2. Исключение из цепочек лишних слов.
На доске записаны цепочки слов:
рыбка, дубок, горка, норка;
тракторист, пианист, танкист, печник;
полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
хвостище, глазоньки, усище, когтище;
шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.
– Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова, выделите суффиксы.
3. Работа над предложениями.
– Составьте и запишите начатые определения. Разберите по составу слова, вписанные вместо точек. Подчеркните орфограммы.
На доске записаны предложения:
Клумба – это участок земли, на котором растут … .
Школа – это …, в котором учатся … .
Ручка – это предмет, которым … .
Карандаш – это предмет, которым … .
Строитель – это человек, который … .
VII. Итог урока.
– Что нужно сделать, чтобы найти корень слова?
– Что вы знаете о приставке? О суффиксе? Об окончании?
Домашнее задание. Упражнение 180.