Урок 51 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА

0
765
литература

Урок 51
Жизнь и творчество
Михаила Афанасьевича Булгакова

Цели: познакомить с особенностями судьбы писателя и человека Булгакова, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания исторических и сатирических произведений.

Ход урока

Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета.

Л. Авербах

Не верю в светильник под спудом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.

М. А. Булгаков

I. Вступительная беседа.

1. Демонстрация эпизодов из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Нет, наверное, человека в России, который бы не видел этой забавной картины известного режиссера Гайдая и не смеялся, наблюдая за приключениями Ивана Грозного в Москве ХХ века и самозванца Милославского в палатах Московского Кремля времен Ивана Грозного. А ведь это произведение киноискусства поставлено по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной еще в 30-е годы, но запрещенной для постановки на театральной сцене. Случай с данной пьесой не единичный в творческой судьбе писателя.

В чем же особенности личности этого человека и его произведений, которые стали достоянием широкого круга читателей только спустя более 30 лет после написания? Эти вопросы станут основой беседы на сегодняшнем уроке.

2. Что вам известно о жизни и творчестве М. А. Булгакова? (Ранее учащимися уже было прочитано произведение «Собачье сердце».)

II. Работа по теме урока.

Лекция учителя сопровождается работой ассистентов.

Учитель. Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова навсегда остался Киев – город, где он родился в 1891 году.

Ассистент. 1891 год. Весна. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме № 4 у магистра Киевской духовной академии доцента кафедры древней гражданской истории Афанасия Ивановича родился первенец. Мальчик рос, окруженный заботой.

Отец был внимательным и заботливым, а мать – жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья. И вот в этой обстановке начинает расти смышленый, очень способный мальчик. Так писала в записках «Из семейного архива» сестра писателя.

Учитель. С детства любознательный ребенок увлекался литературой. Павел Сергеевич Попов, первый биограф Булгакова, в 1940 году, после смерти писателя, отмечал в своей работе: «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ «Похождения Светлана» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет».

Ассистент. Снова читаем записки «Из семейного архива»: «Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом – то, что он читал. Сестра Вера рассказывала, что он прочитал «Собор Парижской Богоматери» чуть ли не в 8–9 лет.

Родители нас не смущали: «Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?» У нас были разные книги. И классики русской литературы, которых мы жадно читали. Были детские книги… И была иностранная литература. И вот эта свобода, которую нам давали родители, тоже способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги».

Учитель. Большая многодетная семья – детей было семеро – навсегда останется для Михаила Булгакова миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Михаил задавал тон общему веселью, был отличным рассказчиком (по словам сестры, его слушали затаив дыхание).

Отец умер в 1907 году от склероза почек – болезни, которая через 33 года настигнет и его сына. Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумеет дать сыну образование.

В 1916 году Булгаков закончил медицинский факультет Киевского университета. Шла первая мировая война, и ему пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем – деятельность земского врача в Смоленской губернии.

Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу.

Булгаков не принимает событий 1917 года. В декабре в письме к сестре он пишет.

Ассистент. Через два часа придет Новый год. Что принесет он мне? Я спал сейчас, и мне приснился Киев, знакомые и милые лица, приснилось, что играют на пианино…

Придет ли старое время?

Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его… не видеть, не слышать! Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось все видеть воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве… тупые и зверские лица…

Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров, видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел и понял окончательно, что произошло.

Учитель. В Киеве Булгаков пытается заниматься частной практикой и менее всего хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», – отметит он впоследствии. Но идет 1918 год.

Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры 14 переворотов. В работе В. Лакшина «Мир Булгакова» можно прочитать: «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ».

В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.

Булгаков пытался покинуть Россию, но из-за тифа остался во Владикавказе. Чтобы не умереть с голоду, начал сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине и Чехове, писал пьесы для местного театра. Здесь же начал печататься – драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

В 1921 году Булгаков возвращается в Москву, где занимается литературной деятельностью, работает в газетах.

В 1923 году он публикует более двух десятков очерков, рассказов и фельетонов.

В 1924 году закончил роман «Белая гвардия». Опубликовал несколько произведений, в том числе повесть «Дьяволиада», главы из романа «Белая гвардия»; написал повесть «Роковые яйца».

В 1925 году было опубликовано более 10 различных произведений Булгакова в разных изданиях. Писатель работает над пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира», создает повесть «Собачье сердце». (Кстати, интересна судьба этого произведения: в 1926 г. на квартире Булгакова ОГПУ* был произведен обыск, в результате которого изъята рукопись повести. Рукопись была возвращена только через несколько лет и с условием, что Булгаков заберет заявление о выходе из Союза писателей.)

В конце 20-х годов начинается тяжелый период в творческой жизни писателя. Его произведения не допускают к печати, запрещают постановку пьес «Мольер» и «Иван Васильевич». Это продолжится и в 30-е годы: запрещены пьесы «Пушкин» и «Батум». Крик души – заявление Сталину и письмо брату от 1929 года:

1-й ассистент.

Не будучи в силах больше существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться больше в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л. Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется.

М. Булгаков

2-й ассистент.

Полно безнадежности письмо Булгакова брату от 24 августа 1929 года:

…В сердце у меня нет надежды… Вокруг меня уже ползает змейкой темный слух о том, что я обречен во всех смыслах… Игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить.

Мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут. Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели – это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко…

Нехорошо то, что этой весной я почувствовал усталость, разлилось равнодушие. Ведь бывает же предел…

Твой М. Булгаков

Последние 10 лет жизни (1928–1940 гг.) писатель работал над романом «Мастер и Маргарита», сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.

Ещё в феврале писатель диктует жене последние страницы романа.

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков умер.

III. Жанровое своеобразие творчества Булгакова.

Учитель. В 1921 году Булгаков окончательно осознает, что он литератор. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, начинающий писатель оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». Эти слова находим в «Записках на манжетах» – книге, которая воспринимается как писательская автобиография. В основе книги – любимая мысль автора, что жизнь нельзя остановить. Но Булгаков считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. Эта мысль пронизывает произведения, посвященные данной теме.

Плодотворно работает Булгаков в жанре романа.

Учащийся делает обзор исторического романа «Белая гвардия».

Учитель. В этом романе авторская позиция находится над схваткой: красные и белые не сталкиваются. Белые воюют с петлюровцами, носителями националистической идеи.

В романе автор выступает как историк, рассказывающий о событиях Гражданской войны, и как великий гуманист, утверждающий, что братоубийственная война ужасна. И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Недаром Елена говорит: «Все мы в крови повинны…»

Булгаков мыслит себя не только романистом. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных» как инсценировка романа «Белая гвардия». По необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получает «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для этого произведения. Говорят, что сам Сталин 15 раз бывал на этом спектакле.

Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью. Послушайте слово И. Рапопорта об этом произведении.

Ассистент. …тема его – интеллигенция. Она совершила свой страшный «бег»…

Как и все зрители, я впервые понял, что и в том лагере люди, что и там есть сила человеческая, что враг – разный, бывает и серьезный, и умный. Поистине всему свое время в истории.

Разве легко было понять народу, еще не остывшему от боев гражданской войны, что даже «графы» бывают разные или что интеллигент – это не презрительное или бранное слово?

Булгаков раскрывал «загадку» русской интеллигенции. Он был удивительно талантлив, ибо был удивительно искренен и своеобразен. Он способствовал проникновению в мир интеллигента, содействовал развенчанию того, что следовало развенчать в старой интеллигенции, и призывал дорожить тем, что было в ней ценного.

Учитель. По-настоящему смелыми были сатирические произведения Булгакова.

Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо знал автор бюрократический быт Советской страны. В повести «роковые яйца» писатель говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит Булгаков в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений. Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным предвидением и умными руками, не предполагает, что в результате его опыта по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков – человекообразный монстр.

Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала; ученому нельзя уходить от жизни лишь в медицинские проблемы, его должно касаться все происходящее в жизни. «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры.

Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время. Все лучшее из ранее созданных произведений воплотилось в вершинном романе Булгакова, ставшем и его итоговым творением, – «Мастер и Маргарита». В. Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.

Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал, читал друзьям. Нам предстоит познакомиться с замыслом автора, попытаться разгадать мысли художника слова.

IV. Итог урока.

Поделитесь впечатлениями от урока. Выразите их в письменном рассуждении «Булгаков: писатель и человек».

Домашнее задание.

Подготовьте выразительное чтение или художественный пересказ эпизода романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Объясните свой выбор:

џ Чем интересен данный эпизод?

џ Какое значение он имеет для понимания идейного содержания романа?

џ Какие вопросы возникли при чтении эпизода?

џ Какие вопросы вы хотели бы обсудить с одноклассниками?

11 класс, поурочные планы, русская литература