Цель: развивать умение распознавать приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие приставки вы употребили, чтобы показать, что действие завершилось?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: погру..ка, поез..ка, повя..ка, площа..ка.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это неодушевленные имена существительные женского рода с окончанием а. Во всех словах орфограмма «Правописание парных согласных в корне».)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – площадка, оно без приставки, в остальных словах есть приставка
позд позздд позззддд …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Приставка сочетается в цепочке с буквами, которые являются орфограммами данных слов: погрузка – погрузить, поездка – езда, повязка – повязал, площадка – площади; количество строчных букв з, д в каждой цепочке увеличивается на одну.)
IV. Игра «Узнай слова». (Упр. 168.)
– Я буду называть предметы. Если я назову неодушевленный предмет, вы сделаете наклон вперед. Если я назову одушевленный предмет, вы подпрыгиваете на месте.
Учитель называет слова: улица, растение, белка, тополь, нос, стена, лось, пень, пуговица, глаз, утка, корень, дом, собака.
– Кто из вас запомнил, сколько одушевленных предметов я назвала? (Четыре.)
V. Письмо по памяти. (Упр. 169.)
VI. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. (Упр. 170, 171.)
VII. Устраните лишнее слово.
На доске записаны слова:
надел, покрыл, пошёл, понёс;
прочитать, переиграть, просмотреть, прожить;
догнал, доплыл, наследил, докатил;
подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;
обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;
вспорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.
Эту работу можно провести устно: дети читают группу слов, называют лишнее слово, обосновывают свой ответ.
В конце работы учитель задает вопрос:
– Как пишутся приставки по-, про-, под-, об-?
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 172.