Урок 50 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА

0
1059
география

Урок 50 художественная деталь как средство создания образа

Цель: дать понятие «художественная деталь».

Ход урока

I. Реализация домашнего задания (разбор 2–6-й глав).

1. Рассматривание иллюстраций к поэме.

Перед нами портретная галерея незабываемых героев Гоголя в творчестве А. А. Агина, П. М. Боклевского и других художников как гоголевской эпохи, так и наших современников.

– Как художник помог вам увидеть персонажей «Мертвых душ»?

– Сопоставьте различные изображения одного и того же персонажа.

– Чьи иллюстрации показались вам наиболее близкими гоголевским образам?

2. Чтение мини-сочинений «От Манилова – к Плюшкину».

– Итак, в какой «очередности» появляются гоголевские герои?

– Случайна ли эта последовательность? Почему галерею помещиков завершает Плюшкин?

– Можно ли переставить главы книги, а значит, и изменить последовательность нашего знакомства с героями?

II. Работа по теме урока.

1. Рассмотрение художественных деталей.

1) Поэтика образа в «Мертвых душах».

Итак, на предыдущем уроке нас ждало первое гоголевское открытие – Манилов. Кстати, тайна фамилии, которой Гоголь всегда придавал особое значение: вспомните Ляпкина-Тяпкина, Держиморду и другие фамилии гоголевских персонажей.

– Как же «оправдывает» свою фамилию Манилов? Почему он столь зрим, слышим, как живой?

– Менялось ли ваше отношение к Манилову?

– Когда он особенно смешон, нелеп?

– Почему порой становится жалко Чичикова: ведь Манилов так обходителен? Вслушайтесь в его речь, вглядитесь в жесты.

– Присутствует ли в повествовании Автор? Как отнеслись вы к этой особенности книги (откровенное отношение к герою!)?

2) Искусство контраста-уподобления.

– А как вы встретили Коробочку?

– Как лепил ее образ Гоголь? Почему «Коробочка»?

– Сравните соседние главы книги. Почему быт Коробочки намного проще, чем быт Манилова, нет здесь ни «Храма уединенного размышления», ни Алкида с Фемистоклом и прочих витиеватостей?

– Почему Коробочка то смешна, то отталкивающе страшна?

– Сопоставьте Манилова и Коробочку: почему они рядом в книге Гоголя?

– Какие встречи ждут нас дальше? Собакевич и Ноздрев… Как сумел писатель столь рельефно выписать их? Ваши наблюдения над искусством Гоголя.

2. Пересказ по плану глав о Собакевиче и Ноздреве (домашнее задание).

3. Лекция учителя.

Что же такое «художественная деталь»?

Деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметы, подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи героев и т. д.

Тезисный план лекции (записать в тетради).

1) Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

2) Детализация – важный аспект реалистического письма; в русской литературе начало ему положил Гоголь.

3) Гоголь видит вещи как бы под микроскопом: они часто меняют свой привычный облик, наделяются самостоятельной жизнью.

4) Мир вещей в поэме – хаос, своего рода кладбище вещей: так создается картина «ада» в миниатюре.

5) Деталь в портретах (глаза Плюшкина «бегали… как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т. д.).

6) Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ в.

Принципы отбора деталей и их функции:

а) Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).

б) Деталь как средство индивидуализации (например, в главе о Собакевиче: портрет, речь, дом, кабинет).

4. Самостоятельная работа в группах.

В главе 6 найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте:

I группа – детали пейзажа;

II группа – детали портрета;

III группа – детали интерьера;

IV группа – детали, помогающие описать поведение героя.

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) написать сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина»;

2) индивидуальное задание: литературный монтаж.