Урок 5
Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения
Цели: продолжить формирование представления о том, что предложения могут быть различными по цели высказывания и интонации; привлечь внимание детей к лексическому значению и лексическим оттенкам слов, создающим определенное эмоциональное настроение.
1. Повторение словарного слова петух.
2. Подготовка руки к письму.
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны к подняты вверх.
– Что можете рассказать о слове петух?
3. Выполнение упражнения 21, с. 16.
Учитель обращает внимание на правописание слога ща.
4. Орфоэпическая минутка.
– Составьте слово из букв: е л щ ь а в.
– Какое слово у вас получилось?
Учитель обращает внимание на постановку ударения в слове щаве?ль.
– Объясните значение этого слова. Составьте с ним предложение. Произнесите это предложение с разной интонацией.
– Запишите слово щав?ль, поставьте ударение.
II. Формирование новых знаний.
– Сегодня вы будете учиться находить в тексте предложения с различной интонацией.
1. Выполнение упражнения 22, с. 16.
– Прочитайте строчки из сказки А. С. Пушкина. Как называется эта сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
– Как вы думаете, что обозначает слово старче? (Старик.) Так раньше почтительно обращались к пожилому человеку.
– А слово госуда?рыня? (Руководительница государства.) Это устаревшее вежливое обращение.
– Почему старик так к рыбке обращается?
(Проводится работа и со словом надобно.)
– Читаем первое предложение. Что оно содержит? (Сообщение.) Какой знак препинания стоит в конце этого предложения?
– Читаем второе предложение? (Вопрос.) Какой знак препинания вы увидели? (Вопрос.)
– Читаем третье? (Сообщение.)
– Последнее. (Просьбу.) Обратите внимание, какой знак препинания стоит в конце этого предложения. (Восклицательный.)
– Предположите, в каких еще случаях нужно поставить восклицательный знак в конце предложения.
Проверим свои предположения, прочитав правило на красном фоне (с. 17).
– Выпишите из текста любое предложение.
– Какое предложение вы выписали?
Почему вы сделали такой выбор?
2. Выполнение упражнения 23, с. 17.
– Выразительно прочитайте стихотворение.
– Почему поэт так по-разному называет ветер?
– Что содержат выделенные предложения?
– Спишите предложение-вопрос.
3. Выполнение упражнения 24, с. 18.
– Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? С какой интонацией она произносится? Какой знак стоит в конце предложений?
Учитель вывешивает таблички:
· Прочтение и четкое проговаривание терминов.
4. Выполнение упражнения 25.
– Составьте предложения о весне с разной интонацией.
– Попробуйте сделать вывод, что должно содержать предложение, которое произносится с восклицательной интонацией.
– Прочитайте предложения с интонацией, соответствующей знаку препинания.
Скоро каникулы.
Скоро каникулы?
Скоро каникулы!
– Что содержит каждое предложение?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Каким знаком препинания обозначаются предложения на письме?