Урок 5 ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

0
145

-->

Эпиграф к уроку:

Чем хуже нравы, тем лучше нравоучения.

Валерий Воронцов – российский литератор

Тип урока: комбинированный.

Цель: показать, что моральные нормы создают образец пове­дения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны знать, что:

человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

мораль – общепринятое представление о том, что такое хо­рошо и что такое плохо;

нравственные качества делают человека человеком;

главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны понимать, что такое:

человек;

мораль;

нравственность;

гуманизм;

нормы морали.

Учащиеся должны уметь:

объяснять основные понятия;

высказывать собственную точку зрения;

анализировать высказывания;

обосновывать свое мнение.

Ход урока

I. Опрос.

Ответьте «да» или «нет».

Способности – врожденные свойства человека, проявляю­щиеся в определенной деятельности. (Нет.)

Способности – высокая степень одаренности человека, про­являющаяся в определенной деятельности. (Да.)

Воля – специфическое человеческое свойство. (Да.)

Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

Изучение нового материала.

ПЛАН

Мораль и гуманизм.

Моральные нормы и поступки людей.

Обыгрывание ситуации:

в транспорте не уступили пожилому человеку место;

друзья обозвали друг друга;

сказали маме неправду.

Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных си­туациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

Лекция с элементами беседы.

Как вы думаете, почему люди с разными интересами, харак­терами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт пе­редавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачи­вать социальные нормы – правила поведения в обществе.

Приведите примеры известных вам правил поведения в обще­стве.

Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социаль­ные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном общест­ве, были просты и категоричны. Это табу – запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, соверше­ние которых запрещалось, так как они несли угрозу существова­нию общины, рода, племени.

Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близ­кими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организа­ции быта складывались обычаи.

Обычай – это совокупность правил поведения, усвоение кото­рых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, фор­мы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ре­бенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сель­скохозяйственным трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

Этика (греч. etnos) – устойчивая природа какого-либо явления, позднее – устойчивый порядок, добродетели человека.

Этика – философское учение о морали, ее развитии, принци­пах, нормах и роли в обществе.

Этика – совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

Аналог в лат. языке – mores – «мораль».

В русском языке синоним – нравственность (от слова «нрав»).

Термин «мораль» чаще употребляется для обозначения сущест­вующих в обществе социальных норма, «этика» – для обозначения науки о морали, «нравственность» – для обозначения индивиду­альных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соот­ветствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех по­ступков и действий человека.

Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

Задание 1 ./Любой человек всегда стоит перед необходимо­стью морального выбора. В его действиях довольно часто сталки­ваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминут­ными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой нор­ме, но противоречащим его непосредственным интересам

Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 нас. 33:

Таким образом, нормы морали – это поведения людей, осно­ванные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориен­тирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к дру­гим людям и в целом к сообществу.

Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жиз­ненных ценностей, значимость которых проверялась опытом мно­гих поколений.

Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызе­ния совести, но не всегда.

Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

Закрепление.

Проводится в форме групповой работы.

я группа. Объясните смысл высказываний.

«Суть всякой морали – рассматривать человеческую жизнь как партию, которую можно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры». (Симона де Бовуар – французская писа­тельница.)

«Мораль – это упрощение человека, позволяющее с помо­щью схемы подняться над интеллектуальной путаницей и хаосом внутреннего мира». (Фридрих Ницше.)

я группа. Проанализируйте высказывания.

«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро». (Пьер Буаст – фран­цузский лексикограф.)

«Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самооб­ладание и нравственность». (Платон.)

я группа. Как вы понимаете следующие высказывания.

«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принци­пах разума и вытекает из естественной склонности человека к доб­ру». (Пьер Бейль – французский фшософ.)

«Нравственный закон – это инстинкт самосохранения со­циума. (Александр Круглов -российский писатель.)

Завершить обсуждение можно высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то тре­бования морали, чтобы оставаться шайкой».

Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.

 

-->

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь