Урок 48 СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. В. ГОГОЛЯ

0
533
физика

Урок 48 страницы жизни и творчества Н. в. гоголя

Цели: повторить (обзорно) биографию Гоголя; обобщить изученное ранее («Вечера на хуторе…», «Ревизор»).

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

1. Обсуждение статей в учебнике.

2. Сообщение учащегося «Интересно о Гоголе» с кратким обзором книг о писателе.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа.

– Что особенно интересно, дорого вам у Гоголя?

– Что вам говорят слова «Нежинский лицей»? и даже одно из них: «лицей»? А если поставить рядом два имени: Пушкин и Гоголь… сопоставьте их судьбы.

– Сравните страницы Гоголя с произведениями его предшественников. Что таится для вас за тремя совершенно различными художественными мирами: пушкинским, лермонтовским, гоголевским?

– Вспомните «страшное» у Гоголя. Героическое на гоголевских страницах?

– А лирическое и трагическое у Гоголя?

2. Викторина.

– Узнаете ли вы Гоголя и его гениальных современников?

– Проверим себя, насколько мы чувствуем индивидуальность, неповторимость художника.

Итак, викторина «узнай автора».

Слушая тот или иной фрагмент, не забудьте о пушкинском лаконизме, сдержанности, динамике; лермонтовской экспрессии повествования, романтической загадочности сюжета и характера, метафоричности описания; гоголевской неторопливости и обстоятельности повествования, щедрости словесной живописи, шири и усложненности фразы.

1) Кому принадлежат эти слова (автор произведения)?

«Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!» (М. Ю. Лермонтов.)

2) Чьи это стихи?

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

(А. С. Пушкин.)

3) Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

(А. С. Пушкин.)

4) Кому принадлежат эти слова о Пушкине:

«Со смертью Пушкина остановилось движение поэзии нашей вперед. Это, однако же, не значит, чтобы дух ее угаснул; напротив, он, как гроза, невидимо накопляется вдали… Уже явились и теперь люди не без талантов. Но все еще находится под сильным влиянием гармонических звуков Пушкина; еще никто не может вырваться из этого заколдованного, им очерченного круга и показать свои собственные силы…» (Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями».)

Это фрагмент из пока еще не знакомых вам «выбранных мест из переписки с друзьями». А насколько хорошо вы знаете уже изученные произведения Н. В. Гоголя?

5) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)

6) Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»? (Императору Николаю I.)

7) Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Где-то между Пензой и Саратовом.)

8) О каком герое повести «Тарас Бульба» эти слова, чей это портрет?

«Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его». (Остап.)

9) Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:

– не любил это кушанье;

постился в канун Рождества;

– испугался колдовства.

10) Назовите имя пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». (Рудый Панько.)

III. Сочинение-миниатюра «Над чем смеется Гоголь в пьесе “Ревизор”»?

Домашнее задание:

1) читать повесть «Шинель»;

2) подготовиться к семинару по «Петербургским повестям»:

1-я группа. История создания цикла «Петербургские повести».

2-я группа. «Невский проспект»: “…две полярные стороны одной и той же жизни”» (В. Белинский).

3-я группа. Фантастическое и реальное в повести «Нос».

4-я группа. Чему служит человек искусства? (По повести «Портрет».)

поурочные планы, 9 класс, литература