Урок 48 П. П. БАЖОВ. СКАЗ «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»

0
452
школьница

Цели: познакомить с биографией и творчеством писателя; ввести юных читателей в мир уникальных героев знаменитого уральского мастера сказов; раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; помочь увидеть силу характера Степана; донести до учащихся мысль, что труд, как и другие виды деятельности, может доставлять удовольствие; продолжить работу по развитию речи учащихся – учить устному рисованию портрета полюбившегося героя; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды.

Эпиграф:

Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.

П. П. Бажов

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Материал о жизни и творчестве писателя.

Можно использовать статью в учебнике либо другой, понравившийся материал для урока.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г. в Сысертском заводе бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Детство прошло в среде уральских мастеровых, где нищий быт и суровые нравы сохраняли следы крепостнической эпохи. Его отец работал в металлургических цехах в Сысерти, Северском, Верх-Северском, Полевском заводах. Мать, кроме домашнего хозяйства, занималась рукодельными работами. Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой. Затем обучался в Екатеринбургском духовном училище, это было доступно для семьи, там была низкая плата за обучение. С 14 до 20 лет мальчик обучался в Пермской духовной семинарии. Учился Бажов отлично и по окончании семинарии получил предложение продолжить обучение бесплатно в Киевской духовной академии. Но юный Бажов мечтал об университете, поэтому решил отказаться от обучения в Киеве. Он начал учительствовать на родине. В течение 15 лет работал в школе и успел объездить весь Урал, интересовался этнографией, краеведением, фольклором.

Художественно-литературная деятельность П. П. Бажова началась в возрасте 57 лет. Первый сборник «Сказы старого Урала» вышел из печати в 1939 г.

Все сказы можно тематически разделить на три группы: горняцкие сказы; старательские сказы; сказы мастеровых.

Реальное место событий в сказах – Полевский завод и его окрестности – смыкаются с фантастическим пространством – владениями малахитницы и других мифических персонажей.

После «Малахитовой шкатулки» Бажовым было написано немало других произведений, среди которых две автобиографические повести «Зеленая кобылка» и «Далекое – близкое». Но сказы остаются лучшим и главным художественным наследием писателя*.

III. Беседа по произведению.

Вопросы:

1. Чтение диалога Степана и Хозяйки Медной горы от слов «Парень хотел было слово молвить, …» до слов «… и сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул».

2. Почему первым желанием Степана было уйти не замеченным хозяйкой? (Слыхал от людей, что малахитница «любит над человеком мудровать».)

3. Что заставило его остаться для беседы с хозяйкой? (Стыд, что испугался девки. «Хоть она и тайна сила, а все же таки девка. Ну, а он парень, ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть».)

4. Какой человек нужен был хозяйке? (Смелый.)

5. Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хозяйка для Степана? (Передать приказчику, чтобы он убирался с рудника.)

6. Что заставляет Степана выполнить данное поручение? (Молчаливое обещание, данное Хозяйке.)

7. Вспомните второе испытание Степана. В чем оно заключалось? (Не польстился на богатство малахитницы, не предал Настеньку. Сумел сохранить в тайне все, что видел в горе, а также свадебные подарки хозяйки.)

8. Какое же третье испытание? (Забыть о том, что с Хозяйкой Медной горы встречался.)

9. В чем для Степана и его семьи заключалась помощь горной властительницы? (Помогла стать свободным Степану и его семье.)

10. Почему именно к Степану обратилась Хозяйка? (Увидела в нем старательного, честного работника. Несмотря на подневольный труд, он трудился во всю силу, не обманывая въедливого приказчика и, в первую очередь, себя. Его рабочая совесть была чиста.)

IV. Устное рисование портрета героя.

Пример:

Перед нами молодой человек лет 23–25, высокий, худощавый. Глаза у него большие, серые, слегка отливающие зеленью. (Это последствия работы в Малахитовой шахте.) Лицо обрамляют светло-русые кудрявые волосы, повязанные вокруг головы кожаным шнурком, чтобы не падали на глаза. Нос у Степана прямой, слегка выделяется вперед; щеки чуть впалые, скулы широкие, подбородок с «ямочкой».

Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на горловине, рукавах и подоле украшенная незатейливой вышивкой.

V. Составление художественной характеристики героя.

Вопрос: Подумайте, какими качествами характера обладает наш герой?

Задание: выберите из перечисленных определений нужные для характеристики героя.

Красивый, честный, злой, завистливый, душевный, кроткий, грубый, дерзкий, добрый, жестокий, своенравный, услужливый, решительный, трудолюбивый, сердечный, скромный, лукавый, немногословный, умеет хранить чужие секреты и др.

Обобщите: каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания портрета хозяйки Медной горы. Нарисовать портреты героев или иллюстрации к понравившимся эпизодам сказа.