Урок № 48. ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
(закрепление изученного). ЗАПЯТАЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
ПРИ ОТСУТСТВИИ СОЮЗА
Цели: развить умение различать однородные и неоднородные определения; выработать пунктуационный навык.
I . Разминка (устная) перед самостоятельной работой.
Учитель читает предложения и, обращаясь к учащимся, предлагает указать, какие определения в них однородные, а какие неоднородные, и кратко обосновать свое мнение.
Образец: Был свежий осенний день.
Определения неоднородны, так как характеризуют предмет с разных сторон (температура и время года), они не произносятся с перечислитель ной интонацией, между ними нельзя вставить союз и. Определение свежий относится к словосочетанию осенний день.
]. Было тихое летнее утро (И. Тургенев). 2. Стал накрапывать ред кий, мелкий дождь (А. Чехов). 3. Стояла светлая, безлунная звёздная ночь (А. Фадеев). 4. Она походила на молодую, стройную, гибкую берёзу.
Чистая тёмно-зелёная глубокая вода окружала пароход (В. Катаев).
По Невскому шел маленький, сморщенный старичок с орденом на шее (А. Чехов). 7. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъ ятнее (Н. Гоголь). 8. Ракета неслась на второй космической скорости. 9. Ткань окрашена в яркие, веселые тона.
II. Самостоятельная работа.
Упр. 234.
III . Дополнительное задание для закрепления изученного.
В данных предложениях найти однородные и неоднородные опреде ления. Проставить знаки препинания.
Л Я стою очарованный онемевший от восторга и любви к этому ве сёлому тёплому зубастому человеку. 2. Много врагов у бедного беззащитного зайца. 3. В этом большом сером помещичьем доме я родился. 4. Заросшая дорога ведёт через старый сосновый лес.
IV . Задание на дом:
упр. 232.