Урок 48/1. Скорость химической реакции

0
815
история

Цель: сформировать понятие о скорости химической реакции, гомогенной и

гетерогенной системе, влиянии на скорость реакции природы реагирующих

веществ, их концентрации, степени измельченности, температуры,

катализатора.

Оборудование: железная проволока, железные опилки, хлорид меди (II), цинк

(гранулы), соляная кислота (1:10) и (1:3), оксид меди (II), азотная

кислота, спиртовка, пероксид водорода, лучинка, оксид марганца

(IV), пробирки, стеклянная лопаточка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Некоторые химические реакции происходят моментально (реакции ионного обмена, взрыв смеси водорода с кислорода), другие протекают медленно (ржавление железа, выветривание горных пород). Для характеристики быстроты реакций используют понятие скорость химической реакции. Скорость химической реакции равна измерению концентрации одного из веществ, участвующих в реакции в единицу времени: V = Dc/Dt.

Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Проведем несколько опытов:

1. Поместите в одну пробирку железную проволоку длиной 10 мм, в другую – железные опилки (2 – 3 стеклянные лопаточки). Прилейте к ним по 1 мл раствора хлорида меди (II). В какой быстрее произошла реакция? Какое условие в данном случае влияет на скорость химической реакции?

2. В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты (1:10). В какой пробирке активнее протекает реакция? Что влияет на ее скорость?

3. В две пробирки поместите по одной грануле оксида меди (II) и прилейте по 5 – 6 капель раствора азотной кислоты (1:3). Одну пробирку нагрейте. По интенсивности изменения окраски раствора установите. какое условие влияет на скорость реакции.

4. В пробирку с 0,5 мл раствора пероксида водорода внесите тлеющую лучину, не касаясь жидкости. Что наблюдаете? Теперь в пробирку поместите оксид марганца (IV) и внесите тлеющую лучинку. что наблюдаете? Сделайте вывод.

5. В одну пробирку налейте 1,5 – 2 мл бромной воды, в другую столько же йодной воды. В каждую пробирку добавьте порошка магния. Отметьте время протекания реакции при взбалтывании. Что здесь влияет на скорость реакции?

Сделайте общий вывод о влиянии различных условий на скорость реакции. (Учащиеся делают выводы)

III. Закрепление (учебник, стр.121, упр.1, 2).

Задача. Вычислите скорость химической реакции А + В = С, когда концентрация

вещества А равна 0,04 моль/с, а концентрация вещества В равна 0,05

моль/л. Константа скорости k = 1 л/моль·с.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: §29, 30, 31, стр.128, упр.1; стр.125, упр.1, 5, 7.