Цели: уточнить знания о роли суффиксов в русском языке; формировать умения образовывать слова с помощью суффикса по данному образцу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какими однокоренными словами с ласкательным значением вы заменили данные в тексте слова? Назовите суффиксы, с помощью которых вы образовали новые слова.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: д..док, гл..зок, л..док, м..док.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Чем похожи все эти слова? (Все имена существительные мужского рода единственного числа с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, во всех словах суффикс
– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – глазок, безударная гласная а, проверочное слово глаз. В остальных словах – безударная гласная е: дедок – дед, медок – мёд, ледок – лёд. 2) Лишнее слово – дедок, обозначает одушевленный предмет, отвечает на вопрос кто?, остальные слова – неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что?)
окае окае …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (В цепочке суффикс данных слов и буквы, которые являются орфограммами данных слов.)
IV. Наблюдение над смысловым значением слов.
(Упр. 155.)
– О чем можно сказать горький, а о чем – горьковатый?
– Суффикс придает слову оттенок неполноты качества: желтоватый, красноватый и т. д.
– Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, вы поднимете руки вверх и потянетесь. Если я назову слово, которому суффикс придает оттенок неполноты качества, вы присядете.
Учитель называет слова: злющий, мелковатый, сладковатый, большущий, лапища, хитрющий, красноватый, кругловатый, ножища, голубоватый, островатый.
V. Подбор однокоренных слов с разными суффиксами.
– Отгадайте загадки:
Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег.) |
Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (Берёза.) |
Учащиеся подбирают к словам-отгадкам однокоренные слова и записывают с комментированием. В однокоренных словах выделяют части слова.
VI. Письмо под диктовку. (Упр. 157.)
VII. Итог урока.
– Какие суффиксы используются с увеличительным значением? Приведите примеры таких слов.
– Какие суффиксы придают словам оттенок неполноты качества? Приведите примеры таких слов.
Домашнее задание. Упражнение 158.