Урок 47. Практическая работа «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Цель: закрепить навыки написания не с причастиями, пунктуа ционные навыки, навыки самостоятельной работы.
Методические приемы: практическая работа, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: Непроснувшийся — слово образовано приставочным способом. Словообразовательный ряд:
непроснувшийся <— проснувшийся <— проснуться *— спать. Слово проснуться образовано приставочно-суффиксальным способом, причем от корня остается только согласный с.
II . Проверка домашнего задания
1. Сообщение о случаях слитного и раздельного написания не с
причастиями.
2. Упражнение 134: один ученик выполняет у доски морфологи ческий разбор (выполнивший), в это время упражнение проверяется
«по цепочке».
I III . Объяснительный диктант
Я не уставал рассказывать друзьям обо всём: о речке, о ры балке на заре, о невиданных размеров белом грибе, найденном мной под небольшой елью.
Неотремонтированная квартира выглядит неопрятно.
Эти обои не просохшие, а еще влажные.
Меня поразил его недоумевающий взгляд, брошенный ис подлобья.
Совершенно непрожаренное мясо есть было невозможно.
Необходимые аргументы так и не найдены.
7) Еще не прочитанная книга лежала на подоконнике уже не-
щ делю.
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 136: выразительное чтение, беседа по вопросам,
I самостоятельное выполнение письменно.
Комментарий. Стиль текста художественный, основная мысль – человек беспомощен перед природой, обладающей не обычайной мощью.
2. Упражнение 137: устный разбор, письменное выполнение.
Комментарий. Слово неправильный из первой группы надо
перенести во вторую группу (оно может употребляться без не).
Предложение из четвертой группы: Телефон до сих пор не от ремонтирован. – следует перенести в третью группу.
V . Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 67, в словарик си нонимов; определить слова как части речи, найти общее значение слов. Разобрать слово зловещий по составу.
Страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищ ный, жуткий, зловещий, грозный.
Домашнее задание
§24.
Упражнение 138.