Урок 46. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СУФФИКСАХ И ПРИСТАВКАХ КАК ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА

0
967

Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы разобрали слова рыбка, горка, травка по составу?

– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: сон, мак, мёд.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Мы будем писать букву м. В слове мёд она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [м’].)

мб мв мг мд …

– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки.)

IV. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.

Порядок разбора слов по составу:

1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась.

2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.

3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.

4. Найди суффикс. Он стоит после корня.

V. Наблюдение над смысловым значением суффиксов.

1. На доске записано стихотворение:

Ирочка, Серёженька,

Мамочка, Алёшенька,

Замок, замочек,

Свисток, свисточек,

Белочка, собачка,

Трудная задачка.

Н. Бетенькова

– Прочитайте стихотворение.

– Почему в нем говорится не Ира, а Ирочка? Не Сережа, а Сереженька? Не мама, а мамочка? (Автор называет их ласково.)

– Выясним, с помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение.

Учитель записывает слова на доске, а дети – в тетрадях:

– С помощью каких суффиксов образовались эти слова? (С помощью суффиксов

На доске записаны слова:

нога – ножка хвост – хвостище

мяч – мячик лес – лесок

лиса – лисонька слово – словечко

коза – козлик кот – котик

– Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы сделаете наклон назад. Если в слове есть суффикс, вы сделаете наклон вперед.

– Назовите суффиксы, имеющиеся в словах, которые вы запомнили.

2. Работа над упражнениями 152, 153.

3. Работа по вариантам.

Вариант I

Вариант II

Слон, путь, змея, берёза,
защита, лиса.

Градус, гусь, задача,
зверь, весть, цветы.

– Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов. С одним из слов составьте предложение, запишите его и подчеркните главные члены.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 154.