Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы разобрали слова рыбка, горка, травка по составу?
– Что такое приставка?
– Что такое суффикс?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сон, мак, мёд.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Мы будем писать букву м. В слове мёд она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [м’].)
мб мв мг мд …
– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки.)
IV. Разбор слов по составу.
На доске записаны слова: осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.
Порядок разбора слов по составу:
1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась.
2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.
3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.
4. Найди суффикс. Он стоит после корня.
V. Наблюдение над смысловым значением суффиксов.
1. На доске записано стихотворение:
Ирочка, Серёженька,
Мамочка, Алёшенька,
Замок, замочек,
Свисток, свисточек,
Белочка, собачка,
Трудная задачка.
Н. Бетенькова
– Прочитайте стихотворение.
– Почему в нем говорится не Ира, а Ирочка? Не Сережа, а Сереженька? Не мама, а мамочка? (Автор называет их ласково.)
– Выясним, с помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение.
Учитель записывает слова на доске, а дети – в тетрадях:
– С помощью каких суффиксов образовались эти слова? (С помощью суффиксов
На доске записаны слова:
нога – ножка хвост – хвостище
мяч – мячик лес – лесок
лиса – лисонька слово – словечко
коза – козлик кот – котик
– Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы сделаете наклон назад. Если в слове есть суффикс, вы сделаете наклон вперед.
– Назовите суффиксы, имеющиеся в словах, которые вы запомнили.
2. Работа над упражнениями 152, 153.
3. Работа по вариантам.
Вариант I |
Вариант II |
Слон, путь, змея, берёза, |
Градус, гусь, задача, |
– Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов. С одним из слов составьте предложение, запишите его и подчеркните главные члены.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 154.