Урок № 46 |
Срок проведения: май |
Число |
||
ТЕМА УРОКА: Весенняя сказка «Снегурочка». Опера Римского- Корсакова. Мультфильм. ПОДТЕМА: Сказочные и реальные образы в опере, певческие голоса Снегурочки, Леля, Мизгиря. |
||||
ЦЕЛЬ УРОКА: Рассказать о замечательной опере Римского-Корсакова «Снегурочка» |
||||
ТИП УРОКА: Урок -сказка |
||||
ЗАДАЧИ: Воспитательная: 1.Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа. 2.Приобщать детей к – музыкальному наследию прошлого, вызвать любовь к нему. 3.Развивать слушательный багаж. Образовательная: 1.Познакомить с трёх-частной формой. 2.Повторить материал 1,2 класса: композитор, исполнитель, слушатель. 3.Познакомить с музыкой в русском стиле Обучающая: 1.Продолжить вокально-хоровую работу над песней. 2. Закрепить понятия: 2х, 3х-частная форма, куплетная и форма. 3.Разобрать связь смены частей и характера в одном произведение. 4.Разобрать средства развития музыки. 5.Закрепить навыки узнавания на слух различных певческих голосов. |
||||
Оборудование: 1.проигрыватель 2.фортепиано 3.портрет Римского – Корсакова 4.фонохрестоматия 5.видеомагнитофон 6.учебник с.96, 68. |
Методы музыкального обучения: 1.наблюдения за музыкой 2.эмоциональной драматургии 3.сравнения 4.обобщения 5.слушанья |
|||
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА |
Музыкальный материал: 1.Фрагменты из оперы «Снегурочка»- арии главных героев, определение певческих голосов /сопрано, контральто,баритон/ 2.«Туча со громом сговаривалась»- повторение, беседа о куплетной форме, закрепление понятий: народная музыка, фольклор. 3.Хор «Слетались птицы»- слушанье, разбор строения Художественный материал: Островскй «Снегурочка»-чтение фрагментов м/ф «Снегурочка» -просмотр фрагментов. |
|||
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент. 2.Повторение пройденного, беседа о певческих голосах и их тембральной окраске. 3.Фрагменты оперы «Снегурочка»-слушанье, определение формы строения, певческих голосов. 4.Песня Леля-исполнение, беседа о форме, понятие фольклор, тенор –альтино и контральто, вокально-хоровая работа. 5.Просмотр фрагментов мультфильма «Снегурочка» 6.Обобщение 7.Домашнее задание. |
||||
ЗНАНИЯ: 1.Знать, что такое опера, оперные жанры: дуэт, трио, ария, хор и т.д. 2.Знать строение произведений. УМЕНИЯ: 1.Уметь на слух определять форму строения произведения. 2.Уметь на слух определять звучащий голос по диапазону звучания. 3.Уметь исполнять музыку в русском народном стиле. НАВЫКИ: 1.Навыки слушанья и определения формы строения музыки на слух. 2. Навыки слушанья и определения звучащего голоса. |
||||
Домашнее задание: Нарисуй рисунок к сказке. |
||||
Дополнение для учителя: Можно на уроке коротко рассказать ещё об одном обладателе фамилии Островский /драматург Островский, писатель Островский / «Как закалялась сталь»/ и композитор Аркадий Островский На концерте, прошедшем в ГЦКЗ в день открытия звезды Островского, вспомнили о том, как несколько лет назад телевизионное начальство вдруг решило сменить отжившую своё, по их мнению, финальную мелодию передачи «Спокойной ночи, малыши». И о том, какой шквал недоумённых, протестующих, умоляющих зрительских писем моментально обрушился в ответ. Эта история служит, возможно, лучшим памятником композитору Аркадию Островскому. На концерте в «России», состоявшемся в первую очередь благодаря деятельной активности Иосифа Кобзона, которому композитор некогда выдал путёвку на большую эстраду, много вспоминали. О самом Аркадии Ильиче и его иногда причудливых жестах и манерах. О великих исполнителях его творений: Леониде Утёсове, Клавдии Шульженко, Майе Кристалинской. О соавторах-поэтах, среди которых главное место, как по количеству, так и по качеству сделанного, занимал Лев Ошанин. Песни Островского пели в этот вечер по-разному: соло, дуэтом и хором, в исполнении Кобзона, Толкуновой, Анофриева, Хиля, Лады Дэнс и Кати Лель.Красивые, мелодичные, элегантные, запоминающиеся песенные произведения Островского в большинстве своём с душой, «цепляющий» тебя даже в том случае, когда ты впервые слышишь ту или иную мелодию. На площади перед Концертным залом «Россия» появилась именная мемориальная плита за номером 73. Её открытие приурочили к 90-летию со дня рождения Аркадия Островского, замечательного композитора-песенника, чьё имя сегодня незаслуженно забыто, но чьи произведения каждый из нас слышал на протяжении своей жизни сотни, а то и тысячи раз.Причина того, что фамилия Островского была в последнее время не столь на слуху по сравнению с его коллегами, также творившими в жанре советской песни, кроется, наверное , в первую очередь в ранней смерти композитора. Он умер в шестьдесят седьмом, не исчерпав, скорее всего, и половины своего недюжинного творческого потенциала. Но создав тем не менее за два десятилетия авторской карьеры столь много выдающихся, штучных вещей. Он начинал в легендарном джаз-банде Леонида Утёсова – пианистом и аранжировщиком. Оставив оркестр и исполнительство вскоре после войны, пустился в самостоятельное сочинительское плавание и очень скоро добился на этом поприще заметных и заслуженных успехов. «Как провожают пароходы», «А у нас во дворе», «Песня остаётся с человеком»… И, конечно же, один из главных суперхитов советской эпохи «Пусть всегда будет солнце!». А ещё, безусловно, «Спят усталые игрушки», каждый вечер открывающей для детей волшебный мир передачи “Спокойной ночи, малыши”. “Пусть всегда будет солнце”, “А у нас во дворе”, “Комсомольцы – беспокойные сердца” – все эти песни также написаны Аркадием Островским. Островский родился 25-го февраля 1914 года /Умер в 1967 /. Его знаменитая песня “Пусть всегда будет солнце” принесла Тамаре Миансаровой победу на конкурсе в Сопоте в 1962-м году. |