Урок № 46 Весенняя сказка «Снегурочка». Опера Римского- Корсакова. Мультфильм.

0
1081
литература

Урок № 46

Срок проведения: май

Число

ТЕМА УРОКА: Весенняя сказка «Снегурочка». Опера Римского- Корсакова. Мультфильм.

ПОДТЕМА: Сказочные и реальные образы в опере, певческие голоса Снегурочки, Леля, Мизгиря.

ЦЕЛЬ УРОКА: Рассказать о замечательной опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

ТИП УРОКА: Урок -сказка

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

2.Приобщать детей к – музыкальному наследию прошлого, вызвать любовь к нему.

3.Развивать слушательный багаж.

Образовательная:

1.Познакомить с трёх-частной формой.

2.Повторить материал 1,2 класса: композитор, исполнитель, слушатель.

3.Познакомить с музыкой в русском стиле

Обучающая:

1.Продолжить вокально-хоровую работу над песней.

2. Закрепить понятия: 2х, 3х-частная форма, куплетная и форма.

3.Разобрать связь смены частей и характера в одном произведение.

4.Разобрать средства развития музыки.

5.Закрепить навыки узнавания на слух различных певческих голосов.

Оборудование:

1.проигрыватель

2.фортепиано

3.портрет Римского – Корсакова

4.фонохрестоматия

5.видеомагнитофон

6.учебник с.96, 68.

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой

2.эмоциональной драматургии

3.сравнения

4.обобщения

5.слушанья

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Фрагменты из оперы «Снегурочка»- арии главных героев, определение певческих голосов /сопрано, контральто,баритон/

2.«Туча со громом сговаривалась»- повторение, беседа о куплетной форме, закрепление понятий: народная музыка, фольклор.

3.Хор «Слетались птицы»- слушанье, разбор строения

Художественный материал:

Островскй «Снегурочка»-чтение фрагментов

м/ф «Снегурочка» -просмотр фрагментов.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного, беседа о певческих голосах и их тембральной окраске.

3.Фрагменты оперы «Снегурочка»-слушанье, определение формы строения, певческих голосов.

4.Песня Леля-исполнение, беседа о форме, понятие фольклор, тенор –альтино и контральто, вокально-хоровая работа.

5.Просмотр фрагментов мультфильма «Снегурочка»

6.Обобщение

7.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое опера, оперные жанры: дуэт, трио, ария, хор и т.д.

2.Знать строение произведений.

УМЕНИЯ:

1.Уметь на слух определять форму строения произведения.

2.Уметь на слух определять звучащий голос по диапазону звучания.

3.Уметь исполнять музыку в русском народном стиле.

НАВЫКИ:

1.Навыки слушанья и определения формы строения музыки на слух.

2. Навыки слушанья и определения звучащего голоса.

Домашнее задание: Нарисуй рисунок к сказке.

Дополнение для учителя:

Можно на уроке коротко рассказать ещё об одном обладателе фамилии Островский /драматург Островский, писатель Островский / «Как закалялась сталь»/ и композитор Аркадий Островский

На концерте, прошедшем в ГЦКЗ в день открытия звезды Островского, вспомнили о том, как несколько лет назад телевизионное начальство вдруг решило сменить отжившую своё, по их мнению, финальную мелодию передачи «Спокойной ночи, малыши». И о том, какой шквал недоумённых, протестующих, умоляющих зрительских писем моментально обрушился в ответ. Эта история служит, возможно, лучшим памятником композитору Аркадию Островскому. На концерте в «России», состоявшемся в первую очередь благодаря деятельной активности Иосифа Кобзона, которому композитор некогда выдал путёвку на большую эстраду, много вспоминали. О самом Аркадии Ильиче и его иногда причудливых жестах и манерах. О великих исполнителях его творений: Леониде Утёсове, Клавдии Шульженко, Майе Кристалинской. О соавторах-поэтах, среди которых главное место, как по количеству, так и по качеству сделанного, занимал Лев Ошанин. Песни Островского пели в этот вечер по-разному: соло, дуэтом и хором, в исполнении Кобзона, Толкуновой, Анофриева, Хиля, Лады Дэнс и Кати Лель.Красивые, мелодичные, элегантные, запоминающиеся песенные произведения Островского в большинстве своём с душой, «цепляющий» тебя даже в том случае, когда ты впервые слышишь ту или иную мелодию. На площади перед Концертным залом «Россия» появилась именная мемориальная плита за номером 73. Её открытие приурочили к 90-летию со дня рождения Аркадия Островского, замечательного композитора-песенника, чьё имя сегодня незаслуженно забыто, но чьи произведения каждый из нас слышал на протяжении своей жизни сотни, а то и тысячи раз.Причина того, что фамилия Островского была в последнее время не столь на слуху по сравнению с его коллегами, также творившими в жанре советской песни, кроется, наверное , в первую очередь в ранней смерти композитора. Он умер в шестьдесят седьмом, не исчерпав, скорее всего, и половины своего недюжинного творческого потенциала. Но создав тем не менее за два десятилетия авторской карьеры столь много выдающихся, штучных вещей. Он начинал в легендарном джаз-банде Леонида Утёсова – пианистом и аранжировщиком. Оставив оркестр и исполнительство вскоре после войны, пустился в самостоятельное сочинительское плавание и очень скоро добился на этом поприще заметных и заслуженных успехов. «Как провожают пароходы», «А у нас во дворе», «Песня остаётся с человеком»… И, конечно же, один из главных суперхитов советской эпохи «Пусть всегда будет солнце!». А ещё, безусловно, «Спят усталые игрушки», каждый вечер открывающей для детей волшебный мир передачи “Спокойной ночи, малыши”. “Пусть всегда будет солнце”, “А у нас во дворе”, “Комсомольцы – беспокойные сердца” – все эти песни также написаны Аркадием Островским.

Островский родился 25-го февраля 1914 года /Умер в 1967 /. Его знаменитая песня “Пусть всегда будет солнце” принесла Тамаре Миансаровой победу на конкурсе в Сопоте в 1962-м году.