Урок 45 Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «детство»
Цели: раскрыть мир мыслей и противоречивых чувств главного героя; показать душевную щедрость любящих его людей; показать мастерство Толстого в изображении движений души.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?
«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?
Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (…) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри – как теперь помню – были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, – вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:
– Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, – прибавляла она со вздохом.
В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».
В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но и с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение главы «Детство».
1. Комментированное чтение.
– Какие эпитеты подобраны автором для описания поры детства?
(«Счастливая», «невозвратимая».)
Задание: нарисовать устную картину (используя учебник) засыпающего за столом мальчика.
– Что видится ему сквозь дремоту? (Взгляд и улыбка.)
– Что чувствует? (Прикосновение «нежной руки», «чудесной нежной ручки», слышит «милый» голос.)
– Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, давала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и беспредельной потребности любви.)
– О чем сожалеет автор? («Неужели остались одни воспоминания». Неужели «навеки отошли» от него «слезы и восторги», которые в детстве являются потребностью и заполняют душу?!)
Вывод. Л. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто … я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много».
На мать был очень похож старший брат Николенька. Их роднило «равнодушие к суждениям других людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели над другими людьми. Они как будто стеснялись этих преимуществ». И еще одна удивительная черта привлекала Толстого в этих дорогих существах – они никогда никого не осуждали. Однажды в «Житиях святых» Дм. Ростовского Толстой прочел рассказ о монахе, который имел много недостатков, но после смерти оказался среди святых. Он заслужил это тем, что за всю свою жизнь никогда никого не осудил. И Мария Николаевна, матушка Толстого, столкнувшись с несправедливостью, бывало, вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова. И сам Толстой, рассказывая о своем отце, не произнес ни одного слова осуждения.
– В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»
– Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?
V. Подведение итогов урока.
Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает «беспощадным к самому себе».
– Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?
– А всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными» к самим себе?
Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос-задание 5 (с. 294); прочитать статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой».