Урок 44 «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ

0
812
история

Урок 44 «ГЕРОЙ нашего времени»: первые впечатления. своеобразие поэтики

Цели: начать обзор и обсуждение романа Лермонтова; развивать навыки монологической речи; отметить своеобразие поэтики романа.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. беседа: от лирики – к роману.

– В каких стихотворениях Лермонтова таится возможность романа?

– Почему лирические страницы Лермонтова так явно таят в себе роман?

– Какими строками вы бы открыли встречу с лермонтовским романом? И какого романа вы ждете от автора «Думы»?

2. Поиск авторского «ключа» к роману.

1) Чтение и обсуждение «предисловия» к «Герою нашего времени».

– Ваше впечатление от лермонтовского «Предисловия»? Почему оно столь иронично? Как создает автор ироничность, даже язвительность «предисловия»? кто его адресат? Что таит в лермонтовском контексте слово «публика»?

Но в дальнейшем Лермонтов озадачит нас еще больше: вторую часть романа – «Журнал Печорина» – он вновь откроет «Предисловием». Вслушайтесь еще раз в разговор автора с читателем.

2) Чтение и обсуждение «Предисловия к “Журналу Печорина”».

– Вас не удивил такой поворот в романе: он ведь «закончен», поскольку «Печорин… умер», но, оказывается, роман-то, по сути, только начинается, к тому же с нового предисловия. Как вы это объясните? И нужно ли еще одно предисловие?

– Сравните два «предисловия». Почему они столь различны по интонации и смыслу? В какой авторской формуле заключен лермонтовский замысел? Как вы отнеслись к этим «вызывающим» словам автора?

3) чтение и обсуждение первых страниц «Бэлы».

– Вернемся к началу: мы ведь позволили себе неточность (может быть, оправданную), сказав, что роман «начинается» со второго «предисловия»; нет, он, конечно же, начинается с первых страниц первой части, открывающейся повестью «Бэла».

Вслушайтесь в прозу Лермонтова. Как пишет Лермонтов-прозаик? Сравните его стихи и прозаические страницы.

– Что означает «я» в предисловии и в повести?

Чтение со слов «Я ехал на перекладных из Тифлиса…» до «…а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

– Меняется ли тон повествования рассказчика?

Обратите внимание на неожиданный стилистический «взлом»: вслед за спокойной, короткой хроникальной фразой «я ехал на перекладных…» – пространный, в долгих, усложненных фразах, пейзаж: «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет…»

Что же произошло в пределах одной лермонтовской страницы? В чем тайна пейзажа, прерывающего повествование? Оправдан ли пейзаж, причем именно такой – яркий, романтически таинственный и тревожный?

(Отмечаем художественное единство романа и контрастность его поэтики в смене сдержанной, «реалистической» стилистики повествования романтическим пейзажем, предвещающим романтический мир прозаического творения Лермонтова.)

II. Реализация домашнего задания.

1. Выступление учащихся I группы: выборочный пересказ «Бэлы».

– Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

– Какие страницы повести поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Вспомните, например, контрастные эпизоды: незабываемую охоту Печорина – и его испуг, смятение, едва «ставнем стукнет».

– Как встретили в крепости похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, когда Максим Максимыч вспомнил смерть «несчастной Бэлы»? Какие слова Печорина, может быть, объяснят историю с Бэлой, прольют свет на эту загадочную страницу его жизни?

2. Выступление учащихся II группы по повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ: портрет Печорина.

– Кто из героев дает портрет Печорина? Почему?

– Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

– В романе есть признание Печорина, которое, казалось бы, могло объяснить его характер, помогло бы понять героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь мир…» Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например, он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?

– В чем тайны художественной выразительности портрета Печорина?

III. Итог урока.

Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению повести «Княжна Мери»; выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова».