Урок 43. Счастье, удовольствие, гедонизм

0
205

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

Б. Паскаль

Цели: познакомить с сущностью основных нравственных категорий темы; формировать умения аргументировать свой выбор, оперировать множеством фактов на основе их синтеза и анализа; развивать коммуникативную компетенцию.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель просит выступить учащихся по теме домашнего задания. Оценивается как содержание, так и техника выступления.

III. Изучение нового материала

План

1. Что такое счастье.

2. Удовольствие и гедонизм.

1. Что такое счастье

Учитель просит учащихся закончить фразу «Счастье – это…». Выслушав несколько ответов, он обращает внимание, что в разные эпохи философы и писатели понимали счастье по-разному. Какое конкретное содержание они вкладывали в понятие «счастье», нужно проиллюстрировать примерами.

О том, как трактует понятие «счастье» народ, говорят пословицы и поговорки.

Учитель просит учащихся привести пословицы и поговорки о счастье и объяснить их смысл.

После этого можно предложить работу с обучающими текстами.

– Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

1. Как понимает академик Д.С. Лихачев, что такое счастье?

2. Что такое, по мнению Д.С. Лихачева, уровень счастья?

3. Почему не может быть вечного счастья?

4. Почему счастье – это всегда борьба?

Повышать уровень счастья

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Так вот задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное -счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.

Способы могут быть различными, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что всегда повышает уровень счастья, если они мудро решаются, то хотя бы в пределах своей семьи, в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в пределах окружения своих товарищей и знакомых можно повышать уровень счастья. Ведь у каждого есть такая возможность повышать созидательное начало в жизни.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Tворчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Ведь вот любопытная вещь: когда кто-то входит в общество, то он может принести с собой атмосферу подозрительности, тягостного молчания, а может сразу внести радость и свет. Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно.

Д.С. Лихачев

Завоеванное счастье …Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам…

Тесним мы шведов рать за ратью:

Темнее слава их знамен,

И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен.

Счастье может быть только боевое, только завоеванное нами. Вечного, постоянного счастья не бывает. Нельзя быть счастливым, когда есть страдающие. Но можно быть счастливым чем-то, что сейчас добыто, получено.

Диктор телевидения в одной из передач останавливал людей на улице и спрашивал: в чем, по-вашему, состоит счастье? В ответ миллионы людей слушали детский лепет. Что-то вроде того: «Счастье – это когда мои девочки подрастут красивыми, здоровыми и хорошо выйдут замуж». Это все мещанство. И даже когда большие люди твердили: «Это гармония между чем-то и чем-то» – недалеко ушли.

Счастливым можно быть только короткий промежуток времени чем-то достигнутым, а после начинаются новые заботы, ибо, повторяю, нет счастья ни для кого, пока есть несчастье рядом.

Д.С. Лихачев

В заключение учитель снова просит учащихся дать определение понятию «счастье» с учетом полученной учебной информации.

2. Удовольствие и гедонизм

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 121-123 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

1. В чем состоит сущность понятий «удовольствие», «гедонизм»?

2. Каковы этические принципы гедонизма?

3. Каковы формы проявления гедонизма?

После завершения работы учитель организует фронтальную беседу и просит ответить на вопрос: как можно охарактеризовать поведение гедониста.

IV. Закрепление изученного материала

– Имеет ли право человек быть счастливым, если вокруг него есть несчастные люди?

– Чья позиция тебе ближе – оптимиста или пессимиста?

– Почему есть философское понятие «счастье», но нет философского понятия «несчастье»?

(После беседы можно провести тестирование.)

Teem 1

1. К материальной культуре относится культура:

а) техническая;

б) религиозная;

в) правовая;

г) научная.

2. Понятие «сверхчеловек» ввел:

а) О. Шпенглер;

б) Ф. Ницше;

в) Платон;

г) Г. Плеханов.

3. Каков один из выводов в философии скептиков?

а) мир справедлив;

б) нет добра;

в) красота спасет мир;

г) необходимо смирение.

4. К разновидностям духовной культуры относится:

а) правовая;

б) экономическая;

в) техническая;

г) материального производства.

5. Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей с помощью норм, называется:

а) массовой культурой;

б) моралью;

в) элитарной культурой;

г) благородством.

Тест 2

1. К материальной культуре относится культура:

а) экономическая;

б) нравственная;

в) эстетическая;

г) политическая.

2. Совесть можно интерпретировать как:

а) совокупность общечеловеческих ценностей;

б) ценности и идеалы, усвоенные индивидом;

в) способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соответствии с ними;

г) осознание личностью своих прав и свобод.

3. Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества – это:

а) образование;

б) религия;

в) культура;

г) наука.

4. К духовной культуре относится культура:

а) политическая;

б) экономическая;

в) техническая;

г) материального производства.

5. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется:

а) правом;

б) культом;

в)догмой;

г) моралью.

Правильные ответы:

Тест 1: 1а, 26, 36, 4а, 56.

Тест 2: 1а, 2 в, 3 в, 4а, 5 г.

Домашнее задание

1. § 15, по выбору выполнение практикума 1 или 2 (Кравченко).

2. С. 361-362 (Боголюбов).

3. Эссе:

• «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть; и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).

• «Право жить и быть счастливым – пустой пизрак для человека, не имеющего средств к тому» (Н.Г. Чернышевский).

Дополнительный материал

Знаете ли вы, что…

Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб, или каравай. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному, который, конечно, пока еще пил только молочко, тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Отсюда произошло слово «счастье».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь