Уроки 10-12. Правовой статус человека и гражданина

0
588
программы

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Ст. 2 Конституции Российской Федерации

Цели: актуализировать знания учащихся; закрепить умения анализировать информацию из нескольких источников; показать возможности защиты прав человека и гражданина.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель подводит итоги тестирования; просит нескольких учащихся прочитать эссе. Остальные учащиеся не только задают вопросы, но и оценивают ответы.

III. Изучение нового материала

План

1. Принципы конституционного статуса человека и гражданина.

2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

3. Конституционные обязанности человека и гражданина.

4. Конституционные обязанности государства по защите прав и свобод человека в Российской Федерации.

5. Судебная защита прав граждан в Российской Федерации.

6. Гражданство Российской Федерации.

1. Принципы конституционного статуса человека и гражданина

(У читель напоминает, что речь идет об основополагающих началах, определяющих правовое положение личности в государстве.)

– Вспомните, что такое правоспособность и дееспособность. (Правоспособность – способность субъекта иметь права и обязанности. Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и осуществлять их. Полная дееспособность наступает с 18 лет, эмансипированная дееспособность – с 16 лет.)

(После этого следует работа с обучающим текстом.)

– Прочитайте текст и сформулируйте принципы правового положения личности в Российской Федерации.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 15

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

{Примерный ответ. Принципы:

• неотчуждаемость прав и свобод;

• ограничение пределами свободы других лиц;

• равенство перед судом и законом;

• равенство прав и свобод, независимо от национальной, социальной и другой принадлежности;

• непосредственное действие конституционных прав и свобод;

• гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства;

• приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека;

• рвенство прав и возможностей мужчины и женщины.)

2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

В ходе беседы учащиеся вспоминают следующие группы конституционных прав и свобод человека и гражданина и критерии их выделения:

• гражданские (личные) права и свободы. Критерием выделения служит свобода принимать решения независимо от государства;

• политические права и свободы. Критерием выделения служит участие в государственном управлении, взаимодействие с государственной властью с целью влияния на принимаемые ею решения;

• экономические права и свободы. Критерием выделения служат отношение к собственности, возможности обладания материальными и связанными с ними благами;

• социальные права. Критерием выделения служит возможность получения социальной помощи со стороны государства;

• экологические права. Критерием выделения служит возможность требовать обеспечения здоровой экологической среды.

Учитель организует групповую работу.

Задание для каждой группы:

1. Прочитать соответствующие статьи Конституции РФ и привести примеры по каждой группе прав.

2. Используя материалы периодической печати, подобрать примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав. Свой выбор аргументировать.

Карточка 1. Гражданские (личные) права и свободы

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от основания приобретения.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию ипи не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и спова.

Карточка 2. Политические права и свободы

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Карточка 3. Экономические права и свободы

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Карточка 4. Социальные права

Статья 37

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Карточка 5. Экологические права

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

(После выступления каждой группы учащихся учитель задает вопросы, в обсуждении которых участвует весь класс.)

– Почему впервые в действующей Конституции гарантируется право на свободу передвижения и выбор места жительства, въезда и выезда из страны? (В современном обществе углубляется глобализация, расширяются связи между государствами, Россия перестала быть тоталитарным государством.)

– Почему добавлено право на пикетирование? (Это одна из форм выражения общественного мнения, принятая во всем мире.)

– Какие новые экономические права и свободы гарантированы в соответствии с международным правом? (Свобода экономической деятельности, право частной собственности, свобода творчества, право свободно распоряжаться своими способностями к труду – без этого невозможно функционирование рыночной экономики.)

– Чем объяснить появление новой отрасли права – экологической? (Экологическая проблема является одной из главных глобальных проблем, и эта проблема все более усугубляется.)

(Для аргументации ответов учащиеся используют материалы местных СМИ.)

3. Конституционные обязанности человека и гражданина

Под обязанностями понимается установленная Конституцией РФ и федеральными законами необходимость поступать должным образом.

Каждый находящийся на территории Российской Федерации обязан:

• соблюдать Конституцию РФ и законы;

• платить законно установленные налоги и сборы;

• заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;

• обеспечить получение детьми основного общего образования;

• беречь памятники истории и культуры;

• сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам;

• давать свидетельские показания;

• нести воинскую (или альтернативную) службу.

– Как вы понимаете мысль: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека»?

4. Конституционные обязанности государства по защите прав и свобод человека в Российской Федерации

(По ходу рассказа учителя учащиеся делают записи в тетради.)

Государство, его органы, должностные лица обязаны:

• защищать граждан РФ вне зависимости от места их нахождения;

• компенсировать ущерб, причиненный преступлением;

• возмещать вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц;

• поощрять жилищное строительство;

• обеспечивать равный доступ к правосудию и выбору суда присяжных;

• обеспечивать предоставление юридической помощи задержанному лицу;

• использовать только те доказательства, которые получены законными средствами;

• предоставлять возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы каждого;

• предоставлять информацию о состоянии окружающей среды;

• обеспечивать защиту материнства, детства и семьи;

• обеспечивать бесплатность и доступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

(Учитель обращает внимание учащихся на то, как государство последними нормативными актами и действиями выполняет свои обязанности; какие проблемы требуют повышенного внимания; какова роль каждого гражданина в этих процессах. Для этого можно использовать материал о реализации национальных проектов в Российской Федерации и конкретном регионе.)

5. Судебная защита прав граяздан в Российской Федерации

(Учащиеся самостоятельно читают текст учебника (с. 19 (Кравченко)). Учитель организует беседу по прочитанному материалу по вопросам.)

– Кто такой истец и ответчик?

– В чем сущность искового заявления?

– Почему презумпция невиновности является важным правом граждан?

– Объясните содержание следующих юридических терминов: кассация, апелляция, судопроизводство, юрисдикция. (Примерный ответ. Кассация – обжалование или опротестование в вышестоящий суд приговора (решения), не вступившего в законную силу. Апелляция – обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию, которая имеет право пересмотреть дело по существу. Судопроизводство — установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовка судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Юрисдикция – круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов.)

(Можно предложить написать исковое заявление (в местном суде взять типовые образцы заявлений по разным конфликтным ситуациям).

Учитель знакомит учащихся с правовой основой организации и деятельности адвокатуры.)

Адвокат – поверенный по судебным делам, защитник в суде; лицо, профессия которого – оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе защита их интересов в суде.

Коллегии адвокатов являются негосударственными, независимыми, самоуправляемыми, некоммерческими организациями профессиональных юристов.

Адвокат в своей деятельности руководствуется:

• неуклонным соблюдением закона;

• использованием всех не запрещенных законом средств и способов защиты прав подзащитного;

• невозможностью действий против подзащитного.

Гарантии государства в независимости адвоката по осуществлению им профессионального долга:

• соблюдение прав в части адвокатской тайны;

• соблюдение прав неприкосновенности личности адвоката, его жилища, рабочего места, корреспонденции.

6. Гражданство Российской Федерации

Права человека и права гражданина – это две относительно самостоятельные категории. Основой прав человека является его включенность в систему общественных отношений, т. е. существование человека как личности. Основа прав гражданина – наличие правовой связи между личностью и государством, которую характеризует такое понятие, как гражданство.

При объяснении материала важно подчеркнуть следующее:

• гражданство – это устойчивая правовая связь человека с каким-либо государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

• принципы российского гражданства включают в себя единое гражданство; равное гражданство; свободное гражданство; сокращение периода безгражданства; отсутствие связи с браком или с местом жительства; возможность двойного гражданства;

• порядок и основания приобретения гражданства: по рождению, в результате приема в гражданство РФ, в результате восстановления гражданства РФ, в результате оптации, т. е. выбора гражданства;

• основания прекращения гражданства: вследствие отмены решения о приеме в гражданство; вследствие выхода из гражданства; путем выбора гражданства (оптации); при усыновлении иностранцами ребенка – гражданина РФ; по основаниям, предусмотренным международными договорами РФ.

Гражданство детей изменяется при изменении гражданства родителей или усыновлении.

(В заключение учитель просит привести примеры защиты граждан РФ за ее пределами, в частности помощь, которую оказывают дипломатические работники посольств и консульств российским туристам, оказавшимся в трудном положении из-за недобросовестных туристических фирм и туроператоров.)

Домашнее задание

Подготовиться к зачету.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь