Урок 41. Нравственные чувства и моральное поведение

0
752
физика

Величие человека состоит из его способности к действию и из правильного приложения сил к тому, что надлежит сделать.

Ф. Дуглас

Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.

6 Т.П. Бегенеева

Ход урока

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент

Учитель напоминает правила проведения дискуссии. Он также обращает внимание на эпиграф к уроку и подчеркивает, что к концу учебного занятия нужно аргументированно ответить, согласны ли вы с мнением Фредерика Дугласа, американского аболициониста, революционного демократа, публициста.

II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала может быть организовано через работу с текстами. После истечения определенного на изучение текста времени предлагается обсуждение. Выводы записываются в тетрадь.

Текст 1

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Н. Заболоцкий

Примечание. Портал – главный вход большого здания. Сычуг -часть коровьего или свиного желудка, которая перед употреблением в пищу предварительно вымачивается.

1. Какую классификацию лиц дает Н. Заболоцкий?

2. Что лежит в основе этой классификации?

3. Можно ли доверять своему первому впечатлению о человеке?

4. Насколько можно доверять мнению других?

Текст 2

Из дневника JI.H. Толстого

Вечная тревога, труд, борьба, лишения – это необходимые условия, из которых не должен выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем… Мне смешно вспомнить, какядумывал, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!.. Чтобы жить честно, надорваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Из письма А.П. Чехова брату Николаю

1. Воспитанные люди уважают свою личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

2. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь для слушателя оскорбительна и опошляет его в глазах говорящего… Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают…

4. Они не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие…

5. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в топпе, подальше от выставки…

6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем… суетой.

7. Чтобы воспитаться, недостаточно вызубрить монолог Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение… воля. Тут дорог каждый час.

В чем смысл жизни?

«В чем смысл жизни?» – такую записку вдруг получил я, выступая во Дворце молодежи на Петроградской стороне, на вечере, организованном ленинградским телевидением.

Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми веками бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах да еще импровизованно? Не лучше ли отмолчаться или отшутиться? Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос. Сегодня я отвечаю на него так: природа создавала человека миллионы лет, давайте же уважать эту работу. Проживем жизнь с достоинством, поддерживая все созидательное и противостоя всему разрушительному, что есть в жизни! Это, разумеется, не полный ответ, но, во всяком случае, приближение к нему…

А способность человека найти необходимую простую и ясную формулировку – один из критериев подлинной интеллигентности… Для меня интеллигентность – это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси…

И еще качество подлинного интеллигента: его жизнь осмысленна. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда.

Д.С. Лихачев

1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют авторы?

2. Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? В процессе обсуждения текстов важно подвести учащихся

к выводу о том, что нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; конкретные моральные установки определяются требованиями конкретного общества; существуют общие моральные правила, которые следует выполнять.

IV. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).

Домашнее задание

1. § 13, проблема, парадокс, с. 110 (Кравченко).

2. § 31 (Боголюбов).

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.

III. Изучение нового материала

План

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Моральные нормы и их функции в обществе.

3. Особенности морального познания.

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 103-104 (Кравченко)).

2. Моральные нормы и их функции в обществе

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 105-106 (Кравченко)). Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с. 110 (Кравченко).

Завершая проверку материала, учитель должен выделить главную функцию морали: регулятор общественных отношений, условие успешной социализации личности.

3. Особенности морального познания

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 107-109 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

– Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?

– Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.

– Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры.

Завершая проверку материала, учитель предлагает обсудить проблему: права ли народная мудрость «Умный учится на чужих ошибках, только дурак учится на своих»?

IV. Закрепление изученного материала

Вопросы морали с древнейших времен были предметом размышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.

Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) – американский философ и поэт, крупнейший американский романтик. Высшей святыней он провозглашал неповторимость духовного мира человека. Эмерсон утверждал: «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной… Нравственность – это направление воли на цели всеобщие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели».

– Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.

– Подробно разъясните мысль автора.

– Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.

Домашнее задание

1. § 13, задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).

2. С. 373-374 (Боголюбов).