Урок 41СУДЬБА ПОКОЛЕНИЯ 30-х гг. В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА. ПОДГОТОВКА К КЛАССНОМУ СОЧИНЕНИЮ

0
670
информатика

Урок 41судьба поколения 30-х гг. в лирике Лермонтова. ПОДГОТОВКА к классному сочинению

Цели: продолжить обучение анализу стихотворений; дать рекомендации по подготовке к сочинению.

Печально я гляжу на наше поколенье…

М. Ю. Лермонтов

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения «Выхожу один я на дорогу…».

II. Работа по теме урока.

1. Анализ эпиграфа к уроку и стихотворения «Дума» (1838 г.). Беседа-рассуждение.

Учитель. Вспомним лермонтовское «Бородино», строки, которым когда-то, может быть, и не придали особого значения: их заглушила героика Бородинского сражения: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри – не вы…»

Как эти строки вы услышали сегодня, на фоне других стихотворений Лермонтова?

Вслушаемся еще раз в его «Думу».

Чтение стихотворения учащимися.

– Каким почувствовали вы лирического героя «Думы»?

– Что делает поистине «железным» стих «Думы»? Почему? Какие строки особенно неумолимы, беспощадны? В чем страстность, поэтическая сила лермонтовского слова?

– Какое изобразительное средство предпочитает поэт? В чем тайна лермонтовского эпитета? И наконец, слова, определяющие тональность и смысл «Думы». Да, «судья и гражданин»!

– Почему так пронзают строки: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови…»

– Как сумел поэт в немногих строках передать холод души?

Составление цитатной характеристики поколения.

1) «Богаты… ошибками отцов»;

2) «К добру и злу постыдно равнодушны»;

3) «Перед опасностью… малодушны»;

4) «Перед властию… рабы»;

5) «Иссушили ум наукою бесплодной»;

6) «И ненавидим мы, и любим мы случайно».

Учитель. Мрачное стихотворение, не правда ли? В нем будто бы и нет поэта, автор не отделяет себя от поколения современников («мы»). Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной». Обидно, что молодые люди без борьбы отказываются от своих идеалов. Такая жизнь для поэта не жизнь. Однако порокам поколения противопоставляется все-таки некий идеал, и он, конечно же, авторский. Так что автор в «Думе» – это и представитель своего поколения, и противостоящий «толпе угрюмой» обличитель ее. Стихом своим Лермонтов выносит поколению суровый приговор, не дожидаясь суда потомков.

2. Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840 г.).

Учитель. Еще отчетливее, прямее дана оценка обществу в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…».

Стихотворение построено на антитезе светского ритуализованного, бездушного развлечения, когда «затверженные речи» производят впечатление дикого шепота, а изящные танцы – шумной пляски, – и воспоминаний автора о детстве в родных местах, на лоне природы, куда он летит «вольный, вольной птицей». На маскарадном балу, где предполагается раскованное поведение, тем не менее господствует поведение условное, искусственное.

Ложную веселость поэту очень хочется «смутить» своим стихом, «объятым горечью и злостью!».

Выступление подготовленного учащегося с анализом стихотворения.

III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Учитель. Раскрыть тему сочинения глубоко и полно – это значит исчерпать все аргументы, какие могут быть в распоряжении пишущего для обоснования данного тезиса, и развернуть каждый аргумент так, чтобы сделать рассуждение убедительным и ярким.

Учащимся раздаются отксерокопированные планы сочинений-рассуждений по лирике Лермонтова.

I. «Лирический герой в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”».

I. Мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя.

1. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» – одно из самых высоких поэтических созданий Лермонтова.

2. Мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя.

1) Композиционно-логическая ясность в построении лирического монолога, раскрывающего тему одиночества героя:

а) риторические вопросы с ответами на них, выражающие чувства грусти, одиночества героя в прошлом, настоящем и будущем, заключены в раму двух картин природы;

б) картины природы, предельно обнажающие мысль об одиночестве героя: первая, контрастируя с переживаниями лирического героя, приводит к мысли о невозможности найти успокоение в общении с природой, вторая показывает успокоенность героя в общении с природой только как мечту, как желание, а не как реальность.

2) Ритмико-мелодическая структура стихотворения раскрывает движение переживаний лирического героя от отчаяния до умиротворенности.

II. Грусть лирического героя светла.

II. «М. Ю. Лермонтов как автор стихотворения “Смерть Поэта”».

I. Что побудило Лермонтова написать стихотворение «Смерть Поэта»?

II. Лермонтов – истинно народный поэт, человек большой души, необычайной прямоты и честности.

1. Восхищение поэта светлым гением Пушкина.

2. Глубокая скорбь поэта, вызванная гибелью Пушкина, – частица всенародного горя.

3. Ненависть к его убийцам.

4. Гневный суд поэта над аристократическим Петербургом как проявление неслыханной прямоты и смелости Лермонтова.

III. Что узнала Россия о Лермонтове, прочитав это стихотворение?

III. «Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова “Бородино” и “Дума”».

I. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения.

II. Общая мысль стихотворений «Дума» и «Бородино» – упрек поколению 30-х гг. XIX в.

1. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. в смертельной схватке с врагом – и позорное малодушие поколения 30-х гг.

2. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. – и полная разобщенность поколения 30-х гг.

3. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народной – поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом».

III. Каким чувством продиктованы Лермонтову эти стихотворения? («Оба стихотворения выражают жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». В. Г. Белинский.)

Сначала эти планы раскрываются устно, а затем анализируются по следующим вопросам:

– Правильно ли определена взаимосвязь между частями рассуждения: вступлением, главной частью, заключением?

– Чем определяются полнота и глубина в раскрытии каждой темы?

– Можно ли вписать эти планы в чистовой вариант сочинения-рассуждения?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: составить черновой вариант сочинения.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь