Цели урока: обобщить и закрепить знания о природе и населении изученных материков, о комплексных страноведческих характеристиках расположенных в их пределах стран; совершенствовать умения устанавливать многозначные связи между компонентами природы, деятельностью населения и изменениями природы под воздействием этой деятельности; умения группировать, сравнивать, оценивать, делать обобщающие выводы.
Средства обучения: карты мира атласа (физическая, строения земной коры, климатическая, климатических поясов и областей, почв, природных зон, народов, плотности населения, политическая), карты хозяйственной деятельности населения отдельных материков (или социально- экономические карты), таблицы, учебные картины.
Основные представления и понятия: географическое положение материков, литосферная плита, платформа, складчатая область, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климата, питание и режим рек; проявление широтной зональности и высотной поясности, органический мир, природные зоны; наиболее характерные природные комплексы материков; коренное и пришлое население, этнос, страны континентов, основные виды хозяйственной деятельности населения отдельных стран; антропогенные ландшафты материков, меры по сохранению и улучшению природы, заповедники и национальные парки.
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Обобщающая беседа. Проанализировав географические карты, установить черты сходства и различия в природе южных материков.
2. Учебная дискуссия. Тема: “Как через многие миллионы лет могут измениться очертания южных материков?”
3. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Составление обобщающих, систематизирующих и сравнительных таблиц, заполнение контурных карт по заданию учителя.
4. Задание. Ответы на итоговые вопросы учебника (стр. 162)
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку