Цели: познакомить с волшебной сказкой; обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника):
1. Что такое «сказки»?
2. Поясните слова А. С. Пушкина:
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы знаете?
6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».
7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.
Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.
М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху – об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»… Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой…» Это сказка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.
II. Чтение сказки учителем.
Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно – повторы, ярко и назидательно – концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев.
III. Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.
IV. Обучение художественному пересказу.
В давние времена существовала на Руси почетная профессия – «сказитель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы XX в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» – «И звери говорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»
Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.
Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Александра Королькова, Орина Федосова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю свою душу в произведения, которые исполняли.
Составление и запись плана пересказа.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иван-царевич и старый старичок.
4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и Баба-Яга.
6. Счастливое завершение сказки.
Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.