Цель: сформировать у учащихся понятия “химическая формула”, “индекс”,
“коэффициент”, “относительная атомная масса”, относительная
молекулярная масса”
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Химическая разминка.
Учитель показывает карточки с символами химических элементов, учащиеся называют их.
б) Проверка упр. 2, 3, 4, стр.18 учебника.
II. Изучение нового материала.
– Состав простых и сложных веществ можно выразить химической формулой.
Химическая формула простого вещества записывается в виде знака – символа элемента. Например, медь – простое вещество – обозначается Сu; сера – S и т.д. У некоторых простых веществ молекула состоит из двух атомов. Например, из двухатомных молекул состоят некоторые неметаллы в газообразном состоянии: водород Н2 (читается “аш-два”), кислород О2 (“о-два”), хлор Сl2 (“хлор-два”). Из этих формул видно, что число, записанное справа внизу у символа элемента, означает число атомов в молекуле. Его называют индексом.
Сложные вещества состоят из атомов разных элементов. Например, вода Н2О («аш-два-о»), углекислый газ СО2 («це-о-два»), поваренная соль NaCl («натрий-хлор»).
Итак, запишем в тетради:
Химическая формула показывает, атомы каких элементов и в каких количествах соединены между собой.
Числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле, называется индексами.
Индекс
?
Коэффициент ®3Н2О – Химическая формула
Коэффициент – это число перед формулой, которое означает число молекул данного вещества.
Относительная атомная масса (Аr) элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безразмерная величина.
Например: Аr(Н2) = 1 · 2 = 2
Аr(S) = 32
Аr(Сl2 ) = 35,5 · 2 = 71
Относительная молекулярная масса (Мr) вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.
III. Закрепление.
Выполнение упражнений в “Рабочей тетради”: стр.14, упр.2; стр.16, упр.8, 9, 10.
IV. Домашнее задание: §5; стр.20, упр.1 – 5.