Урок 39. РОЛЬ ОКОНЧАНИЯ И ПРЕДЛОГА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

0
670

Цель: углубить представление учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте словосочетания. Как связаны слова в словосочетаниях?

Целесообразно обратить внимание на то, что одни слова связаны только с помощью окончания, а другие – с помощью окончания и предлога.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: р о п г е д л.

– На какие группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)

– Напишите группу согласных, соединив буквы в цепочку.

рпгдл…

– Какая буква лишняя? Почему? (Лишняя буква – п, она обозначает глухой согласный звук, остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.)

– Напишите строчку до конца, буквы в цепочках можно менять местами.

– Какое слово рассыпалось? (Предлог.)

IV. Наблюдение за сходством роли окончания и предлога.

1. Работа над упражнением 134.

2. Знакомство с правилом на с. 62.

3. На доске записаны слова: караси, в, живут, около, крупные, деревня, пруд.

– Составьте из данных слов предложение и запишите его.

Около деревни в пруду живут крупные караси.

– Что служит для связи слов в предложении? (Для связи слов в предложении служат окончания и предлоги.)

– Подчеркните предлоги, выделите в словах окончания.

– Я буду называть слова. если назову предлог, то вы присядете, если любое другое слово, хлопнете в ладоши.

Учитель называет слова: над, под, стол, окно, берёза, стоит, по, в, с, белый, на, около, перед, школа, бежит, к, друг.

4. Разбор по членам предложения. (Упр. 135.)

5. Списывание с грамматическим заданием. (Упр. 136.)

V. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 137, правило на с. 62.