Цель: углубить представление учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте словосочетания. Как связаны слова в словосочетаниях?
Целесообразно обратить внимание на то, что одни слова связаны только с помощью окончания, а другие – с помощью окончания и предлога.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: р о п г е д л.
– На какие группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)
– Напишите группу согласных, соединив буквы в цепочку.
рпгдл…
– Какая буква лишняя? Почему? (Лишняя буква – п, она обозначает глухой согласный звук, остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.)
– Напишите строчку до конца, буквы в цепочках можно менять местами.
– Какое слово рассыпалось? (Предлог.)
IV. Наблюдение за сходством роли окончания и предлога.
1. Работа над упражнением 134.
2. Знакомство с правилом на с. 62.
3. На доске записаны слова: караси, в, живут, около, крупные, деревня, пруд.
– Составьте из данных слов предложение и запишите его.
Около деревни в пруду живут крупные караси.
– Что служит для связи слов в предложении? (Для связи слов в предложении служат окончания и предлоги.)
– Подчеркните предлоги, выделите в словах окончания.
– Я буду называть слова. если назову предлог, то вы присядете, если любое другое слово, хлопнете в ладоши.
Учитель называет слова: над, под, стол, окно, берёза, стоит, по, в, с, белый, на, около, перед, школа, бежит, к, друг.
4. Разбор по членам предложения. (Упр. 135.)
5. Списывание с грамматическим заданием. (Упр. 136.)
V. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 137, правило на с. 62.