Урок 38 О СМЕШНОМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ОСОБЕННОСТИ ЧЕХОВСКОГО ЮМОРА

0
406

Цели: на основе анализа рассказа «Хирургия» выяснить, какими средствами писатель создает юмористическую ситуацию; что такое юмор и какую задачу он выполняет; обменяться впечатлениями о самостоятельно прочитанных юмористических рассказах Чехова; учить школьников выразительному и внимательному чтению произведений Чехова, понаблюдать за языком рассказов, обратить внимание на «говорящие» фамилии героев.

Наглядность: иллюстрации к рассказам Чехова.

Ход урока

I. Выразительное чтение рассказа А. П. Чехова «Хирургия» (или инсценирование).

II. Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания (см. учебник, с. 283–284).

Вопросы:

1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?

2. Что побудило писателя к созданию рассказа – собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или… собственные размышления о провинциальных лекарях?

3. Как выглядела земская больница? Расскажите о пациентах. На что намекает автор, давая своим героям фамилии Вонмигласов, Курятин?

4. Кто из героев вызывает смех? сочувствие?

5. Что такое юмор? Можно ли рассказ назвать юмористическим? На чем основан юмор этого рассказа?

6. Найдите высказывания фельдшера о хирургии. Что хочет сказать герой, и что говорит о нем автор?

7. Обратите внимание на то, как «работает» фельдшер. О чем эти действия рассказывают читателю?

8. Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера, о его культуре?

9. Понятен ли вам язык чеховского рассказа?

Многие рассказы Чехова занимают 2–3 страницы. Но автор умеет кратко и просто изобразить явления жизни и обыкновенных людей, передать глубокое содержание и доставить высокое художественное наслаждение. Чеховская простота – это результат огромного труда писателя. Вот что Чехов однажды посоветовал М. Горькому: «Еще совет: читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов». В основе чеховского юмора не просто наблюдательность автора, живопись языка, но искра смешного высекается, когда сталкивается несовместимое. Чехов смеется над несуразностью поведения своих героев, над их речью. Но чаще всего чеховский смех имеет грустный оттенок.

III. Чтение по учебнику статьи «О смешном в литературном произведении» (с. 285).

Какие произведения вызывают у вас веселый, добродушный смех? Какие произведения Чехова вы назвали бы юмористическими? Какие рассказы Чехова вы прочитали дома?

Пересказ произведений «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Певчие» и др.

IV. Как вы проиллюстрировали произведения Чехова?

Учащиеся вывешивают свои работы, следует просмотр и обсуждение.

Домашнее задание: прочитать рассказ Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».