Цели: повторить, обобщить и закрепить основной материал модуля; развивать общепредметные компетенции.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа над основными понятиями модуля
Работа может быть построена в форме диктанта. Методика описана в итоговом уроке по модулю «Право».
Набор понятий 1
Социальная стратификация, андеркласс, рабство, сословие, чин, закрытое общество.
Набор понятий 2
Страта, социально-экономический статус, каста, крепостное право, титулы, открытое общество.
Набор понятий 3
Социальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы вертикальной мобильности, нуклеарная семья, брак.
Набор понятий 4
Социальный статус, вертикальная мобильность, семья, поведение, конфликт.
Набор понятий 5
Конкуренция, поступок, паника, протестное движение, санкции. Набор понятий 6
Взаимодействие, кооперация, противоречие, социальное движение, девиантное поведение.
III. Контрольное тестирование
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Teem 1
1. Элементы социальной структуры общества – это:
а) политические партии и движения;
б) индивиды, социальные общности и социальные группы;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
2. К групповым социальным общностям можно отнести:
а) социальную группу;
б) политическую партию;
в) совокупность людей, проживающих в конкретном государстве;
г) компанию людей.
3. Определите, к какому понятию относится следующее определение: «Относительно устойчивые совокупности индивидов, объединенных, в первую очередь общими интересами, а также ценностями, нормами поведения»:
а) население;
б) политические партии;
в) социальные группы;
г) граждане.
4. Выб1ерите верный вариант ответа:
а) классы выделяются по различию в характере труда и образе жизни;
б) классы выделяются по отношению к собственности на средства производства и характеру присвоения благ;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
5. Социальные группы, образующиеся для выполнения определенных функций более высокого уровня внутри одной системы, – это:
а) формальные социальные группы;
б) неформальные или контактные социальные группы;
в) коллективные социальные группы.
6. По роду деятельности малые социальные группы могут быть:
а) легальные и нелегальные;
б) формальные и неформальные;
в) промышленные, учебные и т. п.
7. К становлению разнообразных социальных связей и социальных отношений приводит:
а) социальная система;
б) социальное взаимодействие;
в)социальная группа.
8. Общественными (социальными) отношениями называются:
а) процесс, в котором элементы социальной системы общества действуют и испытывают воздействие друг на друга;
б) набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях и конкретное время для достижения тех или иных целей;
в) устойчивые и самостоятельные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них.
9. Определение «Установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь» относится к понятию:
а) социальные связи;
б) социальное взаимодействие;
в) социальные системы;
г) социальные нормы.
10. Каким образом обеспечивается исполнение норм традиций и обычаев?
а) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи, отступление от этих норм;
б) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;
в) авторитетом или принудительной силой государства;
г) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения, их нарушение встречает общественное осуждение.
Тест 2
1. К массовым социальным общностям можно отнести:
а) политическую партию;
б) социальную группу;
в) компанию друзей;
г) совокупность людей, проживающих в конкретном государстве.
2. К какому понятию относится следующее определение: «Объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью»?
а) малая социальная группа;
б)социальная группа;
в) социальный слой;
г) граждане.
3. Основой любого объединения людей, мобилизующей их на совместные действия, является:
а) противодействие общему врагу;
б) конкретные общие интересы;
в) заключение соглашений или договоров.
4. Выберите верный вариант ответа:
а) индивид принадлежит только к одной социальной группе;
б) индивид может принадлежать к нескольким социальным группам;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
5. По способу возникновения малые социальные группы подразделяются на:
а) легальные и нелегальные;
б) промышленные, учебные;
в) формальные и неформальные.
6. Выберите верный вариант ответа:
а) социальные слои, или страты, выделяются в связи с различиями в характере труда и образе жизни;
б) социальные слои, или страты, выделяются по отношению к собственности на средства производства и характеру присвоения благ;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
7. К какому понятию относится следующее определение: «Процесс, в котором элементы социальной структуры общества действуют и испытывают воздействие друг на друга»?
а) социальная система;
б) социальное взаимодействие;
в)социальная группа;
г) социальная связь.
8. Основное назначение социальных норм состоит в том, что они:
а) направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать;
б) способствуют возникновению социальных связей, которые превращаются со временем в социальные отношения;
в) предусматривают санкцию за неисполнение социально значимых требований.
9. Соблюдение любых социальных норм обычно обеспечивается:
а) внутренними убеждениями людей;
б) путем применения к людям социальных поощрений и социальных наказаний;
в) оба ответа правильные;
г) правильного ответа нет.
10. Элементы социальной структуры общества — это:
а) индивиды, социальные общности, социальные группы;
б) политические партии и движения;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
Тест 3 (тематический)
1. Поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм, называется:
а) противоправное;
б) отклоняющееся;
в) ненормальное;
г) ненормативное.
2. Пример позитивного отклоняющегося поведения – это:
а) проявление творческих наклонностей;
б) свержение старых устоев;
в) помощь ближнему в беде.
3. Пример негативного отклоняющегося поведения – это:
а) нарушение религиозных норм;
б) отказ повиноваться старшим;
в) любое правонарушение.
4. Социологическое объяснение причин девиантного поведения заключается в следующем:
а) зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии;
б) зависимость отклоняющегося поведения от природных и климатических явлений;
в) зависимость отклоняющегося поведения от конфликта между господствующей культурой и субкультурой общества;
г) зависимость отклоняющегося поведения от внутреннего психологического состояния и стресса.
5. Выберите верный вариант ответа:
а) неожиданный экономический подъем может способствовать возникновению отклоняющегося поведения;
б) радикальные социальные перемены способствуют возникновению отклоняющегося поведения;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
6. Поведение, которое нарушает неформальные социальные нормы, называется:
а) неформальным;
б) делинквентным;
в) девиантным.
7. Выберите верный вариант ответа:
а) примером девиантного поведения является отказ уступить место в транспорте человеку пожилого возраста;
б) примером девиантного поведения является совершение кражи со взломом;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
8. Выберите верный вариант ответа:
а) примером делинквентного поведения является невыполнение домашнего задания;
б) примером делинквентного поведения является совершение изнасилования;
в) верного ответа нет;
г) оба ответа правильные.
9. Социализация – это:
а) совокупность всех социальных статусов;
б) социальная позиция индивида в обществе;
в) процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей.
Правильные ответы:
Тест 1: 16, 2а, Зв, 46, 5а, 6в, 76, 8в, 9г, 106.
Тест 2: 1г, 2а, 36, 46, 5в, 6а, 76, 8а, 9в, 10а.
Тест 3: 16, 2а, Зв, 4а, 5г, 66, 7а, 8а, 9в.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Дать ответ «да» или «нет» на следующие суждения.
Тест 1
1. Общая численность человеческих групп на Земле превышает число людей в 1,5-2 раза. (Да.)
2. В примитивном обществе много статусов и мало групп. (Нет.)
3. Каждая страта включает тех людей, кто имеет неодинаковые доходы, образование и престиж. (Нет.)
4. Народность – высший исторический тип этноса. (Нет.)
5. Раньше человечество жило хуже и численность бедных бьша выше. (Да.)
6. Классы пришли на смену феодально-сословному обществу. (Да.)
7. Этнос – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. (Да.)
8. Социальные статусы связаны между собой социальными отношениями. (Да.)
9. Самый трудный случай – решение политических конфликтов. (Нет.)
10. Чем выше общественное положение человека, тем выше его доход. (Да.)
Тест 2
1. В Англии XIV в. костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. (Да.)
2. Доход среднего класса возникает от владения собственностью в особо крупных размерах. (Нет.)
3. В античной Греции 40% населения по меркам того времени проживало в бедности. (Нет.)
4. Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни. (Да.)
5. Мотивы развода отражают не чувства супругов, а реальные проблемы, которые привели к нему. (Нет.)
6. Самый трудный случай – решение социальных конфликтов. (Нет.)
7. Народность представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. (Да.)
8. По мере стабилизации капитализма в России продвигаться вверх будут только образованные. (Да.)
9. Конфликт возникает только тогда, когда нечто, из-за чего разгорелся спор, нельзя поделить. (Да).
10. Народность по численности превышает племя. (Да.)
Тест 3
1. Содержание соперничества – приобретение лучших профессиональных позиций, наград и признания коллег. (Нет.)
2. Общая численность человеческих групп не превышает число людей. (Нет.)
3. В примитивном обществе мало статусов и мало групп. (Да.)
4. Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. (Да.)
5. Этноцентризм – совокупность неправильных представлений одной нации о другой, свидетельствующих о ее превосходстве. (Да.)
6. Крупные общественные страты именуют еще классами. (Да.)
7. Племя — исторически не первая ступенька формирования этноса. (Нет.)
8. Повод к конфликту – любое событие, если оно послужило последней каплей, переполнившей чашу терпения. (Да.)
9. Основу стратификации современного общества составляют сословия. (Нет.)
10. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. (Да.)
IV. Итог урока
Учитель спрашивает у учащихся, какие задания вызвали у них затруднения, и в ходе фронтальной работы определяется правильный ответ.
Затем организуется работа над ошибками. Во время проверки ответов с помощью тех, кто быстро выполнил задания, заполняется аналитическая таблица.
Домашнее задание
Сочинение-размышление.
Существуют различные точки зрения о том, почему некоторые люди имеют отклоняющееся поведение. Наверняка вам попадались такие люди. Используя жизненный опыт, опыт наблюдения или общения с такими людьми, сформулируйте свое объяснение, почему эти люди вели себя так и чем они мотивировали свое поведение.