Цели:1. формировать у учащихся понятие о деепричастии как особой форме глагола;
2.развивать навыки определения деепричастий в тексте, определять вид, время;
3.воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания
Контрольные вопросы на стр. 104-105
3. Изучение нового материала
Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное
действие
Например: Он бежал, подняв руки – деепричастие подняв поясняет глагол-сказуемое бежал и выражает добавочное действие.
Деепричастие имеет признаки:
1 вид
2 время
Молчать – молча, улыбается – улыбаясь. (несовершенный вид)
Написать – написав, написавши, сберечь – сберегши (совершенный вид)
Гимназия
В предложении деепричастие выполняет роль обстоятельства
Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что
и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях):Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
– Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
– Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми – осыпались и роняли, во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее,добавляет выразительности.
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.
Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.(Осыпались что делая? -роняя – лепестки; роняя куда? – на землю).Рассмотрим другое предложение:Монета упала, звеня и подпрыгивая.
Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая – однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)
– Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
– Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)
– Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие.)
Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки; оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.
2. Изучение теоретического материала учебника
4.Закрепление изученного материала
1. чтение текста на стр. 105
-Найдите в тексте деепричастия, выделите суффиксы.
2. задания № 4 и 5, стр.107
1. Домашнее задание. № 8, стр. 108
Итог урока.