Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания.
Дидро
Цели: ознакомить с основными понятиями темы и последствиями нарушения социальных норм; развивать навыки оценочного суждения, умение работать с учебным текстом.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель просит учащихся вспомнить, не было ли чего необычного в поведении людей, которых учащиеся видели на улице по дороге в школу. Если учащиеся затрудняются, учитель приводит пример курящего на улице школьника и объясняет, что социальная оценка такого поведения и есть главная тема урока.
II. Изучение нового материала
План
1. Девиантное (отклоняющееся) поведение.
2. Сущность делинквентного поведения.
1. Девиантное (отклоняющееся) поведение Девиантное (отклоняющееся) поведение – несоответствие
имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе, или всякое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
Проявления отклоняющегося поведения:
• аморальные проступки;
• правонарушения;
• новаторские предложения;
• общественно безопасные особенности личности.
Причины отклоняющегося поведения:
• биологическая;
• психологическая;
• социологическая.
(Учитель подробно останавливается на каждом пункте.)
2. Сущность делинквентного поведения
Самостоятельно прочитайте текст учебника (с. 92-95 (Кравченко)) и выполните задания:
– Выписать термины и их определения.
– В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением?
– Чем отличается подростковая преступность от организованной преступности?
(Через 15 минут организуется обсуждение выполнения заданий.)
III. Закрепление изученного материала
– Выполните задания 2, 3, 5 на с. 96 (Кравченко).
(В заключение урока можно провести терминологический диктант.)
Домашнее задание
Повторить значение основных терминов.