Урок 35 Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ

0
2059
явления

Цели: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; помочь учащимся понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей.

Эпиграф:

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Пословица

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Знакомство с V главой.

Задание: составить вопросы к прочитанному тексту.

Учитель. Итак, читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев.

Отличия (сходство) в поведении героев

Жилин

Костылин

Подготовка побега

знакомство с местностью, работа над подкопом, прикормка собаки,
запас провизии

Поведение героев на свободе

Тихо полез в дыру, выбрался

«Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел

«…Жилин чуть свистнул, кинул
лепешки кусок, – Уляшин узнал… и перестал брехать»

…Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки»

[Жилин] снял сапоги, пошел
босиком

[Костылин] тоже сбросил
сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать

Торопится, так как сбился
с пути и забрал вправо

«Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»

«…шикнет, шикнет…,
а сам все идет»

«…все отстает и охает»

Затопало в лесу. Спокойно
пригляделся, свистнул, посмеялся

«Так и упал со страху»

Оба устали, а идти надо.

«Рассердился … обругал его. –
Так я же один уйду»

«Как хочешь, а я не дойду…»

Спрятались от конного Татарина

Молчит, старается помочь
соратнику встать на ноги

Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих

«Посадил на себя Костылина,
поволок»

«Иди один, за что тебе …
из-за меня пропадать»

«Нет, не пойду: не годится
товарища бросать»

Почему же все-таки побег не удался?

Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.

В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

III. Беседа о «говорящих» фамилиях героев.

От каких слов образованы фамилии героев?

Жила* – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий;

Костыль** – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.

IV. Беседа о главной героине рассказа – Дине.

Вопросы:

1. Что заставляет Дину помогать Жилину?

2. Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?

3. В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

4. Почему вначале о девочке сказано «…прыгнет прочь, как коза дикая…», а позже: «…как козочка прыгает»?

5. Можно ли назвать Дину смелой, решительной?

6. Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей?

7. Устно нарисуйте портрет бесстрашной татарской девочки.

8. Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Домашнее задание: прочитать VI главу.

Ответить на вопрос: почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник»?