Урок 34 А. П. ПЛАТОНОВ. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»

0
17
информатика

Урок 34 А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»

Цели: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… И есть – опережающие время, до которых надо еще тянуться…» (В. Шенталинский. Неизданные произведения Андрея Платонова // Огонек. 1990. № 19). К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

Самобытность и цельность его произведений, глубокое проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. П. Платонова особенно интересными для современного читателя.

Кто же он такой, Андрей Платонович Платонов?

2. Чтение автобиографической статьи Платонова (с. 30–32 учебника, II часть).

3. Рассказ учителя.

А. П. Климентов (настоящая фамилия А. Платонова) родился 1 сентября 1899 года в Воронеже. Отец, Платон Федорович Климентов, был железнодорожным мастером. Он родился в 1870 году, а умер в 1952-м, около полувека проработав машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потеряв зрение и слух. Талантливый самоучка, славившийся среди рабочих изобретательным умом, Платон Федорович пользовался в мастерских большой популярностью и общим уважением». «Характер отца отчасти воплощен А. Платоновым в образе Захара Павловича («Происхождение мастера»). (В. Васильев. «Андрей Платонов», 1990.)

Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.

Мировоззрение А. Платонова складывалось в эпоху глобальных исторических потрясений: Первая мировая война, революция, гражданская война, восстановление хозяйства, коллективизация деревни. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы за плечами (одно время семья состояла из 10 человек, а работал только отец), и горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умерли младшие братья и сестры); подростком познал непосильный труд, участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. «Я жил и томился, – писал А. Платонов в 1922 году жене и другу М. А. Платоновой, – потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

В 1924 году Платонов окончил Воронежский политехникум, некоторое время учился на историко-филологическом факультете университета.

Он работал инженером, мелиоратором, журналистом.

В юности А. Платонов – страстный преобразователь природы и общества, искренне поверивший в скорое преобразование человечества. Путь от слепой веры к драматическому прозрению, крах надежд юности на тотальное преобразование общества приведут Платонова к созданию его лучших произведений: «Котлован», «Чевенгур», «Впрок». В них он с огромной убедительностью пишет об ошибочности того пути, по которому идет страна.

Поэтому в предвоенные годы Платонов исчезает из поля зрения широкого читателя: критика была столь истребительной, а фантазия Платонова столь неукротимой, что существовать рядом им было уже невозможно.

Вот, например, как описывается в повести «Впрок» один из эпизодов культурной революции, намеченной генеральной линией партии. Рабочие судят «вечного батрака» Пашку: «Капитализм рожал бедных наравне с глупыми. С бедностью мы справимся, но куда нам девать дураков? И тут мы, товарищи, подходим к культурной революции. А отсюда я полагаю, что этого товарища, по прозванию Пашка, надо бросить в котел культурной революции, сжечь на нем кожу невежества, добраться до самых костей рабства, влезть под череп психологии и налить ему во все дырья наше идеологическое вещество… Здесь Паша вскрикнул от ужаса казни и лег на пол, чтобы загодя скончаться».

Все 30-е годы Платонов ждал ареста: рядом исчезали многие известные люди, в том числе и писатели. Но власти нашли для него иной способ воздействия: был арестован его 15-летний сын, обвиненный в подготовке убийства Сталина. Хотя его удалось вызволить из заключения, он вернулся больным туберкулезом и умер в 1943 году.

Во время Великой Отечественной войны Платонов был военным журналистом, сотрудничал в «Красной звезде». Виктор Полторацкий, знавший Платонова по Курской дуге летом 1943 года и во время наших наступлений на Украине весной 1944 года, вспоминал впоследствии: «Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха-крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»

Умер А. Платонов 5 января 1951 года, как считают, от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за сыном. Приблизили его конец и тяжелые ранения, полученные на войне.

А. П. Платонов – очень самобытный писатель. Уже при жизни он выпустил 23 книги; некоторые из них были известны во всем мире. Однако у нас в стране имя Платонова было мало знакомо широким читательским кругам. Но в этом нет вины самого писателя. Его произведения не по таланту редко и скупо печатали, а некоторые из них увидели свет лишь в наше время.

4. Анализ сказки-были «Неизвестный цветок».

1) Аналитическая беседа по вопросам.

– Как цветок боролся за жизнь? («Он поднимал листья… собирал «росу»…)

– Чем вознаграждены терпение и голод цветка, редкие его радости? («…Даша почувствовала благоухание».)

– Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, стало грустно? («…Нету прежнего цветка».)

Вывод. Не надо стремиться быть похожим на других; каждый во всем должен быть индивидуален, отличаться от других прической, одеждой, манерами, но все это не должно быть вызывающим, все это не для хвастовства. Каждый должен думать о главном – о душе своей; каждый должен помнить пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Главная мысль – о духовной красоте.

2) Самостоятельная работа: письменный отзыв на прочитанные произведения А. Платонова: чем не похожи на других главные герои Платонова? Почему им трудно жить?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Кому нужна моя помощь?».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь