Урок 33 Тема: «ВЕСНА ИДЕТ». РИТМ ПЯТЕН, ЛИНИЙ, ПРОПОРЦИЙ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

0
829
фотошоп

Тема коллективной композиции «Весна».

Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-индивидуальная.

Вид занятий: живопись с элементами аппликации.

Цели и задачи: подведение итогов и закрепление материала четверти («Как говорит искусство»); продолжение изучения ритмики как средства выражения; формирование навыков конструирования из бумаги; развитие творческих способностей, эмоционального, эс­тетического восприятия окружающего мира, природы; формирова­ние экологического мышления; воспитание трудолюбия, усидчиво­сти, чувства взаимопомощи и товарищества, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование урока: большие листы бумаги (кусков обоев) для панно (на каждый ряд) на доске, гуашь, цветная бумага, цветные листы журналов, ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные в четвер­ги на тему «Весна», фотографии, слайды веток, весенних мотивов; букеты веток цветущих деревьев, цветов; репродукции: В. Васне­цов «Богатыри», В. Бакшеев «Голубая весна», И. Шишкин «Травы», А. Куинджи «Березовая роща», П. Кончаловский «Сирень», С. Куприянов «Купавки», А. Дейнека «Раздолье», А. Мыльников «Лето», Б. Кустодиев «Купола и ласточки»; предметы декоративно-прикладного творчества (Жостово, Хохлома, Павлово-Посад).

Ход урока I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

П. Изучение ритмики в изобразительном искусстве (про­должение; см. уроки 28, 30).

Учитель. Присмотритесь к природе, и вы увидите не только ритм пятен, но и ритм линий. В ритме линий тоже можно заметить движение. Ритмом линий можно создать образ добрый или злой, печальный или веселый.

Стройные березки тянутся вверх. Их ровные стволы создают определенный ритм.

Травы создают ритм спокойного движения.

Ветер обдувает пески, оставляя следы в виде волнистых ли­ний – змеек, и они тоже создают свой ритм.

А вот рябь на воде, блики – как короткие штрихи, они создают свой рисунок – ритм.

– Скажите, какие еще ритмы линий вы встречали в природе? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием. Коллективная композиция.

После вводной части урока начинается создание коллективного панно. Часть класса готовит живописную основу (подмалевок). В? это время другие вырезают силуэты веток, цветов несложной фор­мы (маки, тюльпаны, ромашки), птиц, бабочек.

Под руководством выбранных главных художников (от каждо­го ряда) силуэты компонуются на общем фоне панно, чтобы полу­чилось ощущение весеннего полета, радости.

Особое внимание уделяется колориту весеннего пейзажа, так! как гармония цвета и тона поможет объединить индивидуальные изображения, сделав их фрагментами коллективного панно. Класс (ряды) разбивается на три большие группы по тематике элементов коллективного панно: земля, небо, деревья. Деятель­ность внутри групп может быть работой в паре или по одному.

Небо с птицами и земля могут изображаться парами учеников на больших горизонтальных полосах бумаги. Деревья и цветущие

кусты дети рисуют индивидуально, а затем руками вырывают их (или вырезают) по контуру и приклеивают на фон. Эта техника по­лучила название «обрывная аппликация», она дает более мягкий и ажурный контур, что очень подходит для изображения лирического иесеннего пейзажа.

Далее доклеиваются остальные элементы: цветы, бабочки.

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка и анализ выполненной работы на уроке.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: просмотреть репродукции с картин художников по теме «Весна» и определить, какие средства исполь-чуются для передачи весеннего настроения.