Урок № 32. Жизнь на поверхности суши. Леса

0
745
информация

Цели:

ученики должны: называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры, основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лесов.

Ученики должны уметь: определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли.

Оборудование: карта природных зон, климатические и почвенные карты, таблицы растений и животных леса, «Десять заповедей друзей леса», выставка иллюстраций «Лес в произведениях русских художников», выставка книг о лесах.

Ход урока

Учащиеся заранее получают задание подготовить сообщения об особенностях сосны и ели, двух-трех видов растений смешанных лесов, нескольких видов животных лесной зоны.

На доске – девиз урока «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, а третье – в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного, мы постигаем его жизнь». А. Брем.

I. Оргмомент.

Учитель географии: Сегодня у нас совместный урок географии и биологии, посвященный растительному и животному миру лесной зоны. Запишите тему урока в тетрадях.

Девизом урока будут слова великого естествоиспытателя А.Брема, записанные на доске. Как вы их понимаете?

– Ребята, вспомните, какие условия необходимы для жизни растений?

– От каких условий внешней среды зависит жизнь животных?

– Какие приспособления имеют растения и животные в разных условиях обитания?

– Какие растения и животные наиболее распространены в вашей местности?

II. Изучение нового материала.

Учитель географии Нам предстоит выявить природные особенности лесов, узнать, как животные и растения приспособлены к условиям обитания – то есть установить взаимосвязи между природными компонентами лесов.

На поверхности суши среди живых организмов господствуют растения. От растительного покрова зависит облик не измененных человеком территорий.

Распределение растений на суше, прежде всего, определяется климатом. Он меняется с севера на юг и от подножий гор к их вершинам. В соответствии с изменением климата меняется растительность

-Давайте попробуем проанализировать рис. 165 на стр. 186 учебника.

Леса занимают около 1/2 части площади суши.

– По карте рис. 166на стр. 188 определите места распространения лесов на Земле.

На равнинах они образуют две огромные широтные зоны: влажные экваториальные леса и леса умеренного климатического пояса.

Влажные экваториальные леса располагаются по обе стороны от экватора. Они занимают около 1/3 части общей лесной площади Земли. Это гигантская «фабрика» органических веществ. Здесь сосредоточено 4/5 всей растительности суши. На каждом гектаре масса растений составляет около 1700 т, что намного больше, чем в любых других лесах. Эти леса не имеют себе равных по богатству и разнообразию растений и животных.

– Внимательно рассмотрите рис. 167на стр. 189.

В экваториальных лесах очень много ценных пород деревьев: эбеновое (черное) дерево, красное дерево, каучуконос гевея. Экваториальные леса — родина многих культурных растений: масличной пальмы, какао. В экваториальном лесу легче найти десять стволов разных видов деревьев, чем десять стволов одного и того же вида.

Экваториальные леса очень важны для природы Земли. Они являются «хранителями» многочисленных видов растений и животных.

Зона лесов – самая обширная природная зона в России, она протянулась на много тысяч километров от Калининградской области до берегов Тихого океана. Леса занимают 45% территории нашей страны и составляют примерно 1/5 лесов всего мира.

По карте природных зон определите, какие типы лесов распространены в нашей стране.

– Как они сменяют друг друга?

– Почему лесная зона разнообразна по типам лесов?

– А как в пределах территории изменяется климат?

– Какой компонент природных зон связан с климатом?

(Лесная зона располагается там, где климатические и почвенные условия способствуют произрастанию древесных пород. Однако их различия приводят к распространению разных типов леса.)

Леса умеренного пояса включают хвойные леса, называемые тайгой, смешанные и широколиственные леса (рис. 168). В них нет такого разнообразия растений и животных, так как условия для жизни здесь менее благоприятны.

Самые северные леса планеты — таежные (рис. 169). Территории, занятые тайгой, отличаются наиболее суровым в пределах лесной зоны климатом, избыточным увлажнением. У таежных деревьев листья преобразованы в иглы (хвою). Это позволяет растениям испарять меньше влаги, не сбрасывать хвою зимой и переносить низкие температуры. В тайге всего четыре основные породы хвойных деревьев: ель, сосна, пихта и лиственница. Хвойные леса — главный поставщик кислорода в атмосферу.

Лиственница — наиболее холодостойкое дерево. Она произрастает на востоке России, где очень суровые и малоснежные зимы. Лиственница, подобно лиственным деревьям, сбрасывает иглы зимой, чтобы уменьшить испарение и защитить себя от вымерзания.

Южнее тайги располагаются смешанные леса. Они состоят из хвойных и лиственных деревьев с опадающей на зиму листвой: липы, дуба, березы, ольхи.

Смешанные и широколиственные леса формируются в более южных районах, в условиях достаточного количества тепла и влаги.

– Какие вам известны хвойные породы?

– Что такое смешанный лес?

– Какие растения смешанного леса нашей области вам известны?

– Как растения приспособились к условиям жизни тайги и смешанных лесов?

Учитель биологии (после ответов учащихся). Черты приспособленности деревьев к жизни в тайге: листья-хвоинки, которые сменяются постепенно (малая поверхность, малое количество устьиц, покрыты восковым налетом – все это уменьшает испарение воды); ветви – упругие и гибкие, это позволяет противостоять тяжести снега зимой; сравнительно медленный рост; хорошая всхожесть семян. (Учащиеся записывают в тетради.)

(Учащиеся зачитывают заранее подготовленные сообщения о сосне и ели).

В чем отличия ели от сосны? (Корневая система, форма кроны, расположение и длина хвоинок, форма шишек, продолжительность жизни, отношение к свету.)

Чем отличаются европейская и сибирская тайга? (В сибирской преобладают лиственница и пихта, а в европейской – ель и сосна.)

Учитель географии. К югу с увеличением тепла и уменьшением влажности к хвойным породам добавляются лиственные деревья, кустарники, травы. При дальнейшем продвижении на юг смешанные леса сменяются широколиственными. Они образованы только лиственными деревьями: дубом, буком, кленом. Эти леса по сравнению с хвойными, более разнообразны по числу видов растений.

Учитель биологии. В смешанных и широколиственных лесах богаче и животный мир. Наряду с таежными, здесь встречаются и другие животные, в том числе копытные.

Повышается видовое разнообразие растений, их в смешанных лесах более 2500 видов.

– Как же уживаются здесь и хвойные таежные виды, и мелко- и широколиственные деревья и кустарники, и луговые травы?

Учитель биологии (после ответов учеников). Приспособленность всех растений к совместному обитанию и наиболее полному и экономичному использованию места, света и минеральных веществ состоит в разнообразии условий, необходимых разным видам (теневые, световые, теневыносливые растения) и многоярусности. В смешанных лесах выделяют пять ярусов: первый – высокие деревья (ель, дуб, ясень и др.); второй – низкорослые деревья (рябина); третий – кустарники; четвертый – травы, полукустарники; пятый – травы, мхи.

А почему в хвойном лесу количество ярусов меньше? (Хвойный лес темный, растениям нижнего яруса не хватает света. Толстый слой опавшей хвои и моховой покров мешают прорастанию семян). (Учащиеся зачитывают заранее подготовленные сообщения о некоторых растениях смешанного леса, например, клене, волчьем лыке, северных орхидеях).

Мир растений в лесах разнообразен.

А каков там животный мир?

Чем объяснить его разнообразие?

Как животные приспособились к жизни в лесу?

В лесу все взаимосвязано, как в любом природном сообществе. Вспомните, что называется природным сообществом. Организмы в сообществе по-разному взаимодействуют друг с другом, но так как главное условие существования живого питание, то основными являются пищевые связи. Они образуют цепи питания. Например:

кора осины → заяц → лиса → микроорганизмы;

желуди дуба → мышь → сова → микроорганизмы;

липа → гусеница → кукушка → сокол → микроорганизмы.

Учитель географии. Богат и разнообразен растительный и животный мир лесов. А в чем заключается народно-хозяйственное значение леса?

Велико антропогенное воздействие на лес. Меняется состав пород, но главное – уменьшается площадь лесов. За последние 2000 лет их стало в 2 раза меньше. А. Гумбольт говорил: «Человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни». Поэтому возникает необходимость охраны лесов. Какие вы знаете меры по охране леса? (Рассказ об охраняемых территориях.) Однако какие бы меры ни принимались, результат не будет достигнут, если каждый из нас не примет в этой работе участие, поэтому вы должны помнить и выполнять заповеди друзей леса.

Учитель биологии. Лес имеет и эстетическую ценность, вдохновляет на творчество.

(У стенда «Лес в разные времена года» с репродукциями картин русских художников учитель рассказывает о работах И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. М. Герасимова и др.).

Учитель биологии. В заключение привожу слова К. Г. Паустовского: «Леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоровляют землю, но поддерживают саму жизнь на Земле».

III. Проверка усвоенного материала

1) Ответьте на вопросы

1. Как изменяется растительный покров на суше?

2. Какие две зоны лесов вы можете назвать?

3. В каких лесах самый богатый растительный и животный мир? С чем это связано?

4. Чем хвойные и смешанные леса отличаются от экваториальных?

5. Какие леса растут в вашей местности?

2) Разгадайте кроссворд «Природа лесов»

1. Охраняемая территория.

2. Хищное животное, встречающееся в лесах нашей области.

3. Лиственное дерево, широко распространенное в смешанных лесах.

4. Лиственное дерево смешанных лесов и тайги.

5. Почвы тайги.

6. Животное лесной зоны.

7. Лесная зона с преобладанием хвойных растений.

8. Птица – санитар леса.

9. Народное название сосны сибирской.

10. Самое крупное животное лесов.

11. Ценный пушной зверь, обитающий в лесах России.

12. Самое холодоустойчивое хвойное дерево.

ОТВЕТЫ

1 – Заповедник

2 – Рысь

3 – Липа

4 – Береза

5 – Подзолистые

6 – Медведь

7 – Тайга

8 – Дятел

9 – Кедр

10 – Лось

11 – Соболь

12 – Лиственница

3) Решите задачу. Одна тонкая тетрадь весит 45 г. За год школьник использует примерно 100 тетрадей. 20 кг макулатуры сохраняет 100-летнее дерево. Сколько деревьев сохранит класс, если сдаст все тетради в макулатуру?

(Подведение итогов, выставление оценок).

IV. Домашнее задание: § 48.

Творческие задания по выбору:

– написать экологическую сказку о лесе;

– нарисовать рисунок «Лесной пейзаж»;

– написать рассказ-сочинение «Какой я представляю себе тайгу?»



 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь