Вид занятий: конструирование из бумаги или лепка.
Цели и задачи: знакомство с жанром анималистики в изобразительном искусстве; дать понятие пластической анатомии (что она изучает, для чего служит, кто ею пользуется: художники, скульпторы); сравнение анатомии разных птиц: общее и индивидуальное; ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистики; воспитание умения замечать природу и восхищаться красотой окружающего мира, бережного отношения к природе, экологического мышления; укрепление межпредметных связей (литература, география, естествознание).
Оборудование урока: для учителя – методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы – натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры, рисунки детей, студентов; для учащихся – художественные материалы, фотографии, открытки, книги о птицах с красочными иллюстрациями, бумага белая и цветная, ножницы, клей (для конструирования) или пластилин (глина), стеки, картонка для основы (для лепки), проволока для каркаса.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова «Ворона и Лисица», «Ворона в павлиньих перьях»; В. Фаворский иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Ласточки»; М. Врубель «Лебедь», Е. Чарушин иллюстрации к книгам.
Литературный ряд: стихотворения и отрывки из литературных произведений о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Перед выполнением работы (лепки или конструирования из бумаги) с детьми проводится короткая беседа, в которой обобщаются знания ребят о птицах, полученные ими из наблюдений в жизни и на уроках природоведения.
Демонстрируются иллюстративный материал и сувениры (см. также уроки 9, 30).
Загадки:
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На ходу ли, на бегу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)
Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит. (Грач.)
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
Я еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)
Не король, а в, короне, не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает, а время знает. (Петух.)
Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)
Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица.)
Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист.) –
Можете ли вы назвать места, где живут птицы? Птицы живут рядом с человеком, в лесах, в полях, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, в кустах, в траве, на камнях, в водных камышах и так далее. Все это является природной средой обитания птиц. И внешний вид птицы, и характер сильно зависят от ее среды обитания и образа жизни.
Несмотря на разнообразие разновидностей птиц, голова, глаза и туловище у них примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона частей тела. В очертании тела любой птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму.
Целесообразно напомнить учащимся, как изображают птиц (см. также урок 9):
1) туловище птицы изображают окружностью или овалом, или оно должно напоминать грушу;
2) шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая;
3) голова имеет форму шарика с точкой;
4) к окружности головы пририсовывают ромбический клювик (клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой);
5) к овалу туловища уголками крепятся крылья и хвостик в форме трапеции. Крылья и хвост также бывают длинными и короткими (сравните лебедя, страуса или воробья);
6) ноги – длинные, короткие и средние. При этом очень важна форма лапок:
а) лапка птицы имеет 3 пальца спереди и 1 палец сзади ноги;
б) пальцы заканчиваются когтями, иногда очень сильными и острыми (ястреб, коршун);
в) если птица водоплавающая, то между пальцами натянуты тонкие перепонки;
7) оперение и окраска птиц тоже очень разнообразны (павлин и соловей), в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения (удод, попугай, какаду, индюк).
Изображая птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду.
Справка. Художник-анималист (от англ. animal – «животное»). Художники-анималисты рисуют картины (лепят фигуры) о жизни животных, птиц, насекомых, например иллюстрируют книги о животных. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель показывает различные приемы лепки или конструирования из бумаги птицы, дети повторяют действия, затем вносят дополнения.
Соотношение частей тела создает образ. Например, маленькое тело и большой хвост (павлин), маленькая головка и огромный размах крыльев (ласточка, стриж), большая голова при небольшом теле (попугай, тукан, ворона). Можно придать птице движение, усилив образность (птица в засаде, птица злая, птица спит и т. д.).
Лепка утки.
Одна из конструктивных особенностей формы утки – массивность ее тела, держащегося на коротких ногах. Чтобы сделать объемную форму устойчивой, необходим металлический каркас илиподставка-подпорка под туловище (пенек). Ставят каркас. Готовят невысокий плинт (подставку). Лепят грубую форму подставки и общей массы тела. Уплотняют пластилин (или глину). Отмечают в массе тела высоту, длину и ширину туловища, высоту ног и шеи. Чтобы передать характерный облик модели, отмечают веретенообразное крупное туловище, короткую толстую шею, яйцеобразную голову с широким длинным клювом, а также положение основных частей тела, моделируют их большими планами и ищут место «вхождения» одной части в другую.
Передав «обрубовкой» большую форму, переходят к ее детальной проработке. Уточняют форму зоба, выделяют передние выпуклые части крыльев, прослеживают смягченные оперением объемы голеней и провисшего между ногами брюха. Увязывают между собой все части тела (зоб и грудь, бока, брюхо и хвост, спину и крылья) – сглаживанием массы пластилина (глины). Сравнивают массу шеи и головы с массой туловища, уточняют размер и положение шеи. Лепят голову: широкую нижнюю часть, выпуклые щеки, сужают верхнюю и переднюю части, намечают глазничные впадины, моделируют клюв, завершая им движение формы головы. На плинте обозначают стекой цевки ног, определив их положение, лепят пальцы. Легкой гравировкой (стекой) передают оперение и фактуру.
Другой способ работы. Лепим из целого куска. Кусок пластилина грубо формуют в шарик. Затем раскатывают в удлиненную яйцеобразную форму. Для изображения шеи, головы и клюва обхватывают пальцам узкий конец яйца, оттягивают его назад, а затем небольшую часть для головы – вперед. Полученную общую форму детально прорабатывают: из расплющенного конца делают клюв, скругляют голову, утолщают щеки, обжимают шею. От другого конца туловища оттягивают хвост и придают ему треугольную форму. Пальцами заглаживают спинку и плоское брюхо. Острием стеки рисуют контур крыльев. Скатывают маленькие шарики-глазки и прижимают их к голове.
IV. Игровое задание.
Конструктор «Птичий двор».
Цель- закрепить знания о птицах, их строении, отработать технические приемы рисования.
Задание состоит в том, чтобы собрать разных птиц из заготовок – моделей частей тела (голова с клювом, туловище, ноги, хвосты, крылья). Для образца можно использовать картинки с изображением силуэта птиц (курица, петух, гусь, лебедь, воробей, сорока и т. п.).
Материал: модели частей туловища птиц, выполненные из картона, плотной бумаги (разрезные картинки).
V. Работа по методической таблице «Что забыл нарисовать художник?».
VI. Подведение итогов урока.
Экспресс-выставка. Убора рабочих мест.
Домашнее задание: сходить в краеведческий или изобразительных искусств музей, посмотреть изображения или чучела птиц, нарисовать их. Просмотреть книги о птицах, обратить внимание, как художник передает строение и окраску оперения.