Урок 32 Т е м а : «ПТИЦЫ». ПРОПОРЦИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ПРОПОРЦИИ И ХАРАКТЕР (бумажная пластика или лепка)

0
628
литература

Вид занятий: конструирование из бумаги или лепка.

Цели и задачи: знакомство с жанром анималистики в изобра­зительном искусстве; дать понятие пластической анатомии (что она изучает, для чего служит, кто ею пользуется: художники, скульп­торы); сравнение анатомии разных птиц: общее и индивидуальное; ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистики; воспитание умения замечать природу и вос­хищаться красотой окружающего мира, бережного отношения к природе, экологического мышления; укрепление межпредметных связей (литература, география, естествознание).

Оборудование урока: для учителя – методические таб­лицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в дви­жении», чучела птицы – натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры, рисунки детей, студентов; для учащихся – ху­дожественные материалы, фотографии, открытки, книги о птицах с красочными иллюстрациями, бумага белая и цветная, ножницы, клей (для конструирования) или пластилин (глина), стеки, картонка для основы (для лепки), проволока для каркаса.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова «Ворона и Лисица», «Ворона в павлиньих перьях»; В. Фаворский иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Ласточки»; М. Врубель «Лебедь», Е. Чарушин иллюстрации к книгам.

Литературный ряд: стихотворения и отрывки из литера­турных произведений о птицах, загадки; К. Паустовский «Растре­панный воробей».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Перед выполнением работы (лепки или конструирования из бумаги) с детьми проводится короткая беседа, в которой обобща­ются знания ребят о птицах, полученные ими из наблюдений в жизни и на уроках природоведения.

Демонстрируются иллюстративный материал и сувениры (см. также уроки 9, 30).

Загадки:

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На ходу ли, на бегу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

Я еще красней зимой,

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Днем слепа, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

Не король, а в, короне, не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает, а время знает. (Петух.)

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Шапочка алая, жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист.)

Можете ли вы назвать места, где живут птицы? Птицы живут рядом с человеком, в лесах, в полях, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, в кустах, в траве, на камнях, в водных камышах и так далее. Все это является природной средой обитания птиц. И внешний вид птицы, и характер сильно зависят от ее среды обитания и образа жизни.

Несмотря на разнообразие разновидностей птиц, голова, глаза и туловище у них примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона частей тела. В очертании тела любой птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму.

Целесообразно напомнить учащимся, как изображают птиц (см. также урок 9):

1) туловище птицы изображают окружностью или овалом, или оно должно напоминать грушу;

2) шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая;

3) голова имеет форму шарика с точкой;

4) к окружности головы пририсовывают ромбический клювик (клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кри­вой);

5) к овалу туловища уголками крепятся крылья и хвостик в форме трапеции. Крылья и хвост также бывают длинными и корот­кими (сравните лебедя, страуса или воробья);

6) ноги – длинные, короткие и средние. При этом очень важна форма лапок:

а) лапка птицы имеет 3 пальца спереди и 1 палец сзади ноги;

б) пальцы заканчиваются когтями, иногда очень сильными и острыми (ястреб, коршун);

в) если птица водоплавающая, то между пальцами натянуты тонкие перепонки;

7) оперение и окраска птиц тоже очень разнообразны (павлин и соловей), в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения (удод, попугай, какаду, индюк).

Изображая птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду.

Справка. Художник-анималист (от англ. animal – «животное»). Худож­ники-анималисты рисуют картины (лепят фигуры) о жизни животных, птиц, насе­комых, например иллюстрируют книги о животных. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель показывает различные приемы лепки или конструиро­вания из бумаги птицы, дети повторяют действия, затем вносят до­полнения.

Соотношение частей тела создает образ. Например, малень­кое тело и большой хвост (павлин), маленькая головка и огром­ный размах крыльев (ласточка, стриж), большая голова при не­большом теле (попугай, тукан, ворона). Можно придать птице движение, усилив образность (птица в засаде, птица злая, птица спит и т. д.).

Лепка утки.

Одна из конструктивных особенностей формы утки – массив­ность ее тела, держащегося на коротких ногах. Чтобы сделать объ­емную форму устойчивой, необходим металлический каркас илиподставка-подпорка под туловище (пенек). Ставят каркас. Готовят невысокий плинт (подставку). Лепят грубую форму подставки и общей массы тела. Уплотняют пластилин (или глину). Отмечают в массе тела высоту, длину и ширину туловища, высоту ног и шеи. Чтобы передать характерный облик модели, отмечают веретенооб­разное крупное туловище, короткую толстую шею, яйцеобразную голову с широким длинным клювом, а также положение основных частей тела, моделируют их большими планами и ищут место «вхождения» одной части в другую.

Передав «обрубовкой» большую форму, переходят к ее деталь­ной проработке. Уточняют форму зоба, выделяют передние выпук­лые части крыльев, прослеживают смягченные оперением объемы голеней и провисшего между ногами брюха. Увязывают между со­бой все части тела (зоб и грудь, бока, брюхо и хвост, спину и кры­лья) – сглаживанием массы пластилина (глины). Сравнивают массу шеи и головы с массой туловища, уточняют размер и положение шеи. Лепят голову: широкую нижнюю часть, выпуклые щеки, су­жают верхнюю и переднюю части, намечают глазничные впадины, моделируют клюв, завершая им движение формы головы. На плинте обозначают стекой цевки ног, определив их положение, лепят паль­цы. Легкой гравировкой (стекой) передают оперение и фактуру.

Другой способ работы. Лепим из целого куска. Кусок пласти­лина грубо формуют в шарик. Затем раскатывают в удлиненную яйцеобразную форму. Для изображения шеи, головы и клюва обхватывают пальцам узкий конец яйца, оттягивают его назад, а за­тем небольшую часть для головы – вперед. Полученную общую форму детально прорабатывают: из расплющенного конца делают клюв, скругляют голову, утолщают щеки, обжимают шею. От дру­гого конца туловища оттягивают хвост и придают ему треугольную форму. Пальцами заглаживают спинку и плоское брюхо. Острием стеки рисуют контур крыльев. Скатывают маленькие шарики-глазки и прижимают их к голове.

IV. Игровое задание.

Конструктор «Птичий двор».

Цель- закрепить знания о птицах, их строении, отработать технические приемы рисования.

Задание состоит в том, чтобы собрать разных птиц из заго­товок – моделей частей тела (голова с клювом, туловище, ноги, хвосты, крылья). Для образца можно использовать картинки с изображением силуэта птиц (курица, петух, гусь, лебедь, воробей, со­рока и т. п.).

Материал: модели частей туловища птиц, выполненные из картона, плотной бумаги (разрезные картинки).

V. Работа по методической таблице «Что забыл нарисовать художник?».

VI. Подведение итогов урока.

Экспресс-выставка. Убора рабочих мест.

Домашнее задание: сходить в краеведческий или изобра­зительных искусств музей, посмотреть изображения или чучела птиц, нарисовать их. Просмотреть книги о птицах, обратить вни­мание, как художник передает строение и окраску оперения.