Австралия – страна наоборот.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады.
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Г. Усов
Цели урока: раскрыть особенности природы материка и причины, их обусловившие; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и сопоставлять карты различного содержания.
Средства обучения: глобус, карта полушарий, физическая карта Австралии и тематические карты атласа, учебные картины, слайды, видеофильмы.
Основные представления и понятия: географическое положение материка, литосферная плита, платформа, складчатый горный пояс, климатообразующие факторы, воздушная масса, пассаты, климатические пояса и области, широтная зональность и высотная поясность, эндемик, саванна, пустыня.
Номенклатура: объекты береговой линии, рельефа, вод материка.
Межпредметные связи: размножение и способы распространения растений и животных (биология).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Географическое положение Австралии и Океании
Беседа. Актуализация знаний учащихся, работа с учебником (§30, стр.122)
Практическая работа. Определить географическое положение Австралии и сравнить его с положением Африки.
2. Особенности природы Австралии
Беседа. На основе опорных знаний первого раздела курса и анализа тематических карт выяснить характерные черты каждого компонента природы материка.
Задание. Провести сравнение компонентов природы Австралии и Африки, сделать вывод о причинах сходства и различий.
3. Природные богатства Австралии
Задание. Составить таблицу.
Компонент природы |
Природное богатство |
Закрепление изученного
Объясните закономерности размещения в Австралии крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
С климатом какой части Африки имеет сходство климат Австралии? В чем это сходство проявляется?
Сравните внутренние воды Австралии и Африки, сделайте вывод.
По каким признакам различают саванны и пустыни Австралии и Африки?
Где расположены всемирно известные заповедники, в Австралии или Африке? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку