Урок 31 Тема: Сокровища моего народа

0
800
вирусы

Цели урока:

обогащение понятий/представлений учащихся о духовных сокро­ вищах народа;

привитие детям понимания, что они являются частью истории и культуры своего народа;

формирование у ребенка бережного отношения к духовной культуре казах­ станского народа.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, мгновенная рефлексия.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощни­ ца», пластилин, музыкальное сопровождение для творческой работы .

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, мои дорогие юные друзья! Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Сосредоточьтесь. Подумайте.

К акое главное со­ кровище хранится в вашем сердце? (Ответы детей).

Самое дорогое со­ кровище, что хранится в моем сердце, это моя любовь к каждому из вас. Я делюсь своей любовью с вами.

Учитель передает детям импульсы любви по кругу. Дети делают все аналогично.

2. Поговорим

На предыдущем уроке «Самопознание» мы достаточно обстоятельно и содержательно говорили о духовном богатстве нашего народа. На сегодняшнем же уроке мы поговорим о несколько иных со­кровищах. Мне бы хотелось на­ чать разговор с археологических находок. Обратите внимание на это слово – археологические находки. Запомните его. Этим словом пополняется понятийный аппарат уроков «Самопознание».

Дети! Вам когда-нибудь встречалось это слово?

Что такое археология?

А что такое археологические находки? (Ответы детей).

Спасибо вам за ответы. Послушайте меня внимательно. Я сейчас расскажу вам о том, что такое археология.

Археология – это большая наука, которая изучает быт и культуру древних народов по сохранившимся историко-культурным памятникам. Символом этой науки мы по праву можем назвать «Золотого человека».

Учитель показывает детям изо­ бражение «Золотого человека» в «Азбуке».

Кто из вас видел «Золотого человека»? И где?

Что вы знаете об этой великолепной находке археологов Казахстана? (Ответы детей).

3. Чтение произведения. Г.Матыжан «Чудеса Казахстана». Беседа

В нашей «Азбуке» тоже уделяется боль­шое внимание этой находке. Давайте вместе прочитаем о «Золотом человеке».

Золотой человек. Так называют чудесную археологическую нах одку, обнаруженную в 1969–1970 годах в Иссыкском кургане в 50-ти километрах от Алматы. Впервые он был описан учёным-археологом Кемелем Акишевым. В Иссыкском кургане был погребён сакский во­ ин 5-4 веков до нашей эры в возрасте 17–18 лет. Сакский воин погребён по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью.

Его высокий головной убор, костюм и сапоги были украшены более чем 200 украшениями с изображениями птиц и зверей. Всё на нем, н ачиная с оружия и до перстня, сделано из золота. Потому эту археол огическую находку и называют «золотым человеком».

Вместе с «золотым человеком» погребены кувшины из глины, де­ ревянная посуда и другие предметы. Например, серебряная чашка с надписью из 26 знаков. В науке их называют «Иссыкским письмом».

Ребята, эти исторические памятники свидетельствуют о том, что 2500 лет тому назад у наших предков были письменность и высокая степень цивилизации.

А знаете ли вы, дети, что в 2000 году недалеко от города Аты рау был найден еще один «золотой человек». Об этом тоже рассказы­ вает наша учебник. Прочтите его страничку.

Атырауский «золотой человек» – так называется археологическая находка, сделанная известным ученым Зейнуллой Самашевым в 2000 году в местечке Аралтобе Жылытойского района Атырауской области. В одной из трех могил был найден второй «золотой человек», что яв­ляется важным событием для истории человечества. Его одежда была целиком из золота. Начиная с повязок для волос, воинских доспехов и вплоть до краев кольчуги, где изображена птица самрук. Возле этой могилы найдены останки двух лошадей, орла, колчан, в котором на­ ходилось более ста стрел, глиняный кувшин и кривая шашка. Образцы орнаментов и украшений, найденных древностей, красноречиво гово­ рят о том, что они отражают жизнь сарматских племен, живших в ка захской степи в 3 веке до нашей эры и в 4 веке нашей эры. Эта архео­ логическая находка реставрирована известным мастером Кырымом Алтынбековым и выставлена в качестве экспоната в Атырауском об­ ластном музее.

Что интересного вы узнали?

Что больше всего заинтересовало вас в этих археологических на ходках? Почему?

Какие украшения стали национальным достоянием музеев Казах­стана? (Ответы детей).

4. Наше творчество «Город мастеров»

Правильно ребята! Вы совершенно правы в своих суждениях. А сейчас ребята, представьте, что вы жители древнего «Города мастеров», великие мастера с золотыми руками – гончары, ювелиры, ткачи. Каждый из вас будет создавать и созидать из пластилина нечто такое, что должно остаться информацией для ваших потомков.

Ребята, давайте приступим к творению. Но помните, что в нашем «Городе мастеров» могут жить только доверяющие и уважающие, отзывчивые и справедливые люди.

Дети приступают к деятельности. (Звучит музыка).

Как вы думаете, что лучше: трудиться вместе со всеми или трудиться одному?

Почему с друзьями творить легче и интереснее?

Почему вы думаете, что наш город – это «Город мастеров»? (Ответы детей).

Правильно ребята! Вы просто прекрасно справились с этим очень трудным заданием.

5. Презентация

Дети рассказывают о своей выполненной работе. Высказывают свои мысли и суждения.

Как вы думаете, кого люди изображали на украшениях? (Ответ: животных).

А почему люди уделяли такое большое внимание животным? (От­вет: они приносят пользу людям; дают им пищу: молоко, мясо от­дают свой мех и шкуру, для того чтобы обогреть человека).

Почему же человек изображал животных на украшениях? (Ответ: он тем самым отдавал дань животным, выражал свою благодар­ность им и почтение).

Подумайте, о чем еще могут рассказать эти украшения? (Ответы детей).

Действительно, украшения также являются важными свидетеля­ми того, как и чем жили люди, что ценили и почитали, что могли и делали. Люди ушедших веков обладали умением добывать золото, выплавлять его. Это очень искусная работа, мастерство. Оно говорит и о высоком уровне общества. Возникает непростой вопрос: нам эти украшения дороги только потому, что они сделаны из золота? Эти ук­рашения как плоды археологических раскопок ценны и важны тем, что они рассказывают об истории нашего народа, о его культуре, о его интересах и желаниях, о его неудержимой тяге – познавать и преобра­зовывать окружающий его мир, творить в нем филигранные вещи, в том числе и эти украшения.

6. Творим в тетради

Ребята, откройте нашу тетрадку «Моя помощница». На ее страничке внимательно прочитайте Задание 1. Рассмотрите рисунок. Это – головной убор «Золотого человека». Это – символ истории нашего народа. Обратите внимание, он разукрашен природными мотивами. Поразмышляйте, почему? Раскрасьте в любимые цвета. Расскажите. Продемонстрируйте свою работу. (Дети творят в тетради. Демонстрируют свою рисунки. Размышляют).

Дети» Ваши ответы являются ярким подтверждением того, насколько жизненны и вечны эти духовные человеческие ценности, которые существовали во все вре­мена. Человек всегда меч­тал о прекрасном будущем, стремился к нему всеми силами и старался сделать свою жизнь и жизнь своих потомков еще лучше, накапливая и бережно передавая величайшее сокровище – мудрость поколений. Мы с вами – лишь одно маленькое звено в могучей цепочке поколений. Поэтому мы не вправе рвать эту цепь. Мы не вправе отторгать муд­рость нашего народа, наших отцов. Наша главная обязанность – сохранить сокровища предыдущих поколений и передать их в серд­ца и руки другого поколения, которое придет на смену нам.

7. Поговорим

А сейчас, ребята, мы поговорим о личностях в истории народа. Речь пойдет о народных героях, которые тоже являются сокровищем моего народа.

Прежде всего, мне хотелось бы спросить вас, дети, кто такие на­родные герои? (Ответ: это люди, которые внесли большой вклад в историю своего народа, люди, которые не жалели сил и трудились на благо родной земли).

Скажите, пожалуйста, а в вашей семье, в вашем роду были ли такие герои?

А каких народных героев вы знаете? (Ответы детей).

Очень хорошо. Герои народа – это сокровище народа. Я хочу вам рассказать о ярких личностях, которые внесли достойный, бога­тейший вклад в процветание нашей Родины – Республики Казахстан. Послушайте внимательно мой рассказ о легендарных личностях в ис­тории казахстанского народа.

Учитель открывает «Азбуку», где есть иллюстрации и портреты людей, о которых пойдет речь на уроке.

Это, прежде всего, ханы Керей и Жанибек.

Несколько веков тому назад на территории современного Казахстана существовало множество разных ханств. Ханство Сейбан Абулхаира было одним из них. Властвуя 40 лет, хан Абулхаир проявлял суровость по отношению к своему народу. В те времена под его началом были султаны – Керей и Жанибек Их предки в свое время были ханами и правителями.

Султаны Керей и Жанибек, не подчинившись хану Абулхаиру, и желая стать свободными, отделяются от него вместе со своими сто­ронниками. Переехав на побережье реки Чу, они начинают самостоя­тельную жизнь. Керея, старшего по возрасту, народ избирает своим ханом.

Так образуется новое ханство, которое называется казахским хан­ством, а его народ – казахским народом.

Многие люди не стали терпеть притеснений со стороны хана Абулхаира и перешли под покровительство ханов Керея и Жанибека. Мощь и сила казахского ханства усиливается. Хан Абулхаир, в свою очередь, собирает войско и направляет его против ханства Керея и Жанибека. В пути Абулхаир неожиданно заболевает и умирает. Хан­ство Абулхаира распадается, а его народ присоединяется к ханству Керея и Жанибека. Таким образом, вновь образованное казахское хан­ство укрепляется, а его предводителей принято считать основателями Казахского ханства.

Также мне хотелось бы остановиться на биографии и деятельности великого сына казахского народа – Чокана Валиханова.

У истоков современной казахской национальной культуры стоял первый казахский ученый и просветитель-демократ Чокан Валиханов (1835–1865). Родился он в семье султана Чингиса, получившего вос­точное и европейское образование. Чокан Валиханов воспитывался в Омском кадетском корпусе у высокообразованных преподавателей Гонсевского, Ждан-Пушкина, Лобановского. Сдружился со ссыльным писателем Ф.М.Достоевским, ученым-путешественником П.П. Семеновым-Тянь-Шанским. Общение с деятелями казахской степи – биями, султанами, с родоначальниками и деятелями русской науки и ли­тературы обогатили духовный мир и научный кругозор Чокана Валиханова. Участвуя в экспедициях по Восточному Туркестану, Кашгарии, Валиханов дал глубоко научное описание этого района.

Восточный Туркестан тогда был мало известен мировой науке, так как тщательно охранялся Циньской династией от всяких контактов с другими цивилизациями. Попытки европейских ученых проникнуть сюда заканчивались трагически. Рискуя жизнью в сентябре 1852 года в составе торгового каравана, Валиханов проник в Кашгарию. Уни­кальный материал, собранный им, явился крупным вкладом в россий­ское и мировое востоковедение, в изучение Центральной Азии. Эта поездка принесла Чокану Валиханову славу отважного путешествен­ника и талантливого ученого.

Он создал труды по географии, истории, этнографии народов Средней Азии и Казахстана, исследовал язык, фольклор, устно–поэтическое искусство народов востока. Чокан Валиханов прожил ко­роткую жизнь, но за свои тридцать лет он успел сделать удивительно много для мировой науки.

8. Домашнее задание

В тетради «Моя помощница» выполните Задание 2. Это очень интересное задание. Рассмотрите внимательно страничку. В клеточках спрятано старинное украшение. Подумайте, какое? Перерисуйте украшение по клеточкам.

9. Круг «От сердца к сердцу»

А сейчас настало время наполнить нашу «Сокровищницу знаний и чувств». Напишите, пожалуйста, на листочках бумаги, что нового дал вам наш сегодняшний урок «Самопознание», чему он вас научил, какие чувства в вас он пробудил.

Ребята, вы просто молодцы! Вы все замечательно поработали. А самое главное, вы поняли, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы Земли вместе со своим, понимая, как много общего в культурах разных народов Казахстана и мира. Как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой. Ведь это – главное условие для того, чтобы сберечь чистоту и красоту природы, сохранить культурные богатства, накопленные человечеством, продолжить само существование людей на планете. Об это мы поговорим на следующем уроке. До встречи!

10. Потенциал. С.Мауленов « О, степь моя!»

Самопознание, поурочные планы для 3 класса