Урок 31
Тема: произношение и написание слов
с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Цели: познакомить с правописанием сочетаний жи-ши; способствовать развитию самоконтроля.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Выполнение упражнения 42, с. 86.
– Назовите первый звук в словах.
– Дайте ему характеристику.
Звуки [ж], [ш] – всегда твердые.
II. Формирование новых знаний.
1. Слово учителя.
– Почему же после [ж] и [ш] написана буква и?
! Послушайте грамматическую сказку.
Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалеку жили гласные И и Ы. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Спрятались Ы да И в укромные места. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли веселую и добрую букву И.
Вот только никак не могут найти вредную Ы. Искали-искали, с ног сбились – до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо домика буквы Ы и видят, что она как ни в чем не бывало сидит, телевизор смотрит, пьет чай с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а дружат только с буквой И.
Вот так ЖИ, ШИ!
Заучим правило:
Жи-ши, жи-ши
Только с И всегда пиши!
2. Выполнение упражнения 43 (по заданию).
3. Выполнение упражнения 44.
– Прочитайте стихотворение, вставьте подходящие буквы.
– Какие буквы вы напишете?
– Выполните письменное задание.
Взаимопроверка.
– Подчеркните сочетания: жи, ши.
III. Словарная работа.
? Отгадайте загадку.
Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу.
(Карандаш.)
– Что интересного заметили в написании этого слова? (Три раза повторяется буква а.)
– Это слово «дружит» только с буквой А.
Выполнение упражнения 45, с. 87 (по заданию).
– Какое словарное слово встретилось в задании?
IV. Проверь себя!
– В какие слова надо вставить букву Ы?
р..ба, ш..шка, ж..раф, ш..повник, м..ш.. .
V. Итог урока.
– Какое правило отрабатывали на уроке?
– Озвучьте правило.
– Приведите примеры с сочетаниями жи и ши.