Урок 31 Тема: ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

0
508
информатика

Урок 31

Тема: произношение и написание слов
с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цели: познакомить с правописанием сочетаний жи-ши; способствовать развитию самоконтроля.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Выполнение упражнения 42, с. 86.

– Назовите первый звук в словах.

– Дайте ему характеристику.

Звуки [ж], [ш] – всегда твердые.

II. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

– Почему же после [ж] и [ш] написана буква и?

! Послушайте грамматическую сказку.

Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалеку жили гласные И и Ы. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Спрятались Ы да И в укромные места. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли веселую и добрую букву И.

Вот только никак не могут найти вредную Ы. Искали-искали, с ног сбились – до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо домика буквы Ы и видят, что она как ни в чем не бывало сидит, телевизор смотрит, пьет чай с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а дружат только с буквой И.

Вот так ЖИ, ШИ!

 Заучим правило:

Жи-ши, жи-ши

Только с И всегда пиши!

2. Выполнение упражнения 43 (по заданию).

3. Выполнение упражнения 44.

– Прочитайте стихотворение, вставьте подходящие буквы.

– Какие буквы вы напишете?

– Выполните письменное задание.

Взаимопроверка.

– Подчеркните сочетания: жи, ши.

III. Словарная работа.

? Отгадайте загадку.

Я – черный, красный, желтый, синий,

С начинкой твердой в древесине.

Я с острым ножиком дружу

И что хочу – изображу.

(Карандаш.)

– Что интересного заметили в написании этого слова? (Три раза повторяется буква а.)

– Это слово «дружит» только с буквой А.

Выполнение упражнения 45, с. 87 (по заданию).

– Какое словарное слово встретилось в задании?

IV. Проверь себя!

– В какие слова надо вставить букву Ы?

р..ба, ш..шка, ж..раф, ш..повник, м..ш.. .

V. Итог урока.

– Какое правило отрабатывали на уроке?

– Озвучьте правило.

– Приведите примеры с сочетаниями жи и ши.